Власть (государство)

Властью называется способность направить объект на достижение нужных целей, например: в случае политической власти - способность направить действия общества на достижение нужных результатов. Сами методы и результаты могут быть совершенно различными: направлять можно силой (например, сбросить камень с обрыва можно толкнув его) или подвохом (например, подкопав под ним землю с нужной стороны), и другими способами. Нужные результаты тоже могут быть какими угодно: например, общественное благоденствие или личное удовольствие, месть или болезненное желание, и так далее. Существенно то, что власть есть именно способность, а не намерение, возможность или же что-либо другое.

Власть — как указывает Эрих Фромм в работе «To Have or To Be», – это «обширный термин с двумя совершенно разными значениями: власть может быть «рациональной» и «иррациональной». Рациональная власть (или авторитет) основана на компетентности, и она помогает человеку, который на неё опирается, расти. Иррациональная власть держится на силе, и служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых себе.» Ту же точку зрения высказывал Бакунин ста годами ранее ( см. «Бог и Государство», например), когда указал на различие между влиянием и властью.

Этот важный момент выражается в разнице между тем, чтобы иметь власть и быть авторитетом. Быть авторитетом означает всего лишь, что данный человек обладает общепризнанной компетенцией в данной задаче, и эта компетенция основывается на её или его личных навыках и знаниях. Иначе говоря, такой человек — общественно признанный эксперт. Иметь власть означает, напротив, общественное отношение, основанное на статусе и силе, производных от иерархической позиции, а не на индивидуальной способности. Очевидно, это не означает, что компетенция не может быть элементом достижения иерархической позиции; это значит, всего лишь, что реальная или приписываемая первоначальная компетенция переносится на ярлык или должность авторитета и таким образом становится независимой от индивидов, то есть институционализированной.

Эта разница важна, потому что человеческое поведение это скорее продукт институтов, в которых мы растём и воспитываемся, чем какой-то внутренней природы. Другими словами, общественные отношения формируют вовлечённых в них людей. Это означает, что различные группы, которые создают индивиды, имеют черты, поведение и результаты, которые не могут быть поняты путём сведения их к индивидам внутри них. То есть, группы состоят не только из индивидов, но также из отношений между индивидами и эти отношения будут влиять на тех, кто в них участвует. Например, очевидно «использование власти некоторыми ослабляет прочих», так что посредством «комбинации физического запугивания, экономического доминирования и зависимости, а также психологических ограничений общественные институты и практики влияют на то, как каждый человек видит мир и своё место в нём.» [Martha A. Ackelsberg, Free Women of Spain, p. 20].

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения, во всех сферах жизни, отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе – только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home