Шёнберг, Арнольд

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 18741951) — австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник-живописец, представитель музыкального направления экспрессионизма, родоначальник атональной музыки и 12-тоновой системы композиции (известной также как «додекафония» или «серийная техника»). Шёнберг был одним из наиболее влиятельных деятелей западной музыки XX века.

Содержание

Биография

Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 г. в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина, уроженка Праги была учительницей фортепиано. Отец Самуил, родом из Братиславы, был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у Александра фон Цемлинского, своего первого шурина. Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, паралельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь» ор. 4 (1899).

Те же традиции, он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902-03), кантате «Песни Гурре» (1900-11), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканы как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

Летом 1908 жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром своей музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые свои атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебистой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907-08), где в финале он добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.15 (1909), он впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

Летом 1910 он пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о Гармонии» («Harmonielehre»). Затем от создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на тихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением.

В начале 20-х годов от изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония» или «сериализм», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор.24 (1920-23). Этот метод оказался самым влиятелным для европейской и американской классической музыки ХХ века.

До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств. В 1933 Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершенная опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.

В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, и Ханс Эйслер. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступленем в них в качестве дирижёра он был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.

Шёнберг всегда испытывал суеверный страх перед числом 13. И, к сожалению, случилось то, чего он так боялся. Он умер 13 июля 1951 (19—5—1=13) года в возрасте 76 лет (7+6=13).

Произведения

  • 2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897—1898)
  • 4 Lieder (4 Песни) для голоса и фортепиано, op. 2 (1899)
  • 6 Lieder (6 Песен) для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903)
  • «Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899)
  • «Песни Гурре» для солиста, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911)
  • «Pelleas und Melisande», («Пеллеас и Мелисанда») op. 5 (1902/03)
  • 8 Lieder (8 Песен) для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/05)
  • Первый струнный квартет, D minor, op. 7 (1904/05)
  • 6 Lieder (6 Песен) with orchestra, op. 8 (1903/05)
  • Kammersymphonie no. 1 (Первая камерная симфония), op. 9 (1906)
  • Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)
  • 3 Stücke (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909)
  • 2 Balladen (2 Баллады) для голоса и фортепиано, op. 12 (1906)
  • «Friede auf Erden» («Мир на земле»), op. 13 (1907)
  • 2 Lieder (2 Песни) для голоса и фортепиано, op. 14 (1907/08)
  • 15 Gedichte aus Das Buch der hängenden Gärten
(15 стихотворений из «Книги висячих садов» Штефана Георге), op. 15 (1908/09)
  • Fünf Orchesterstücke (5 пьес для оркестра), op. 16 (1909)
  • «Erwartung» («Ожидание») Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909)
  • «Die Glückliche Hand» («Счастливая рука»)
Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/13)
  • Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910)
  • Sechs Kleine Klavierstücke (6 Маленьких пьес) для фортепиано, op. 19 (1911)
  • «Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)
  • «Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрама
для голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро, op. 21 (1912)
  • 4 Lieder (4 Песни) для голоса и оркестра, op. 22 (1913/16)
  • 5 Stücke (5 Пьес) для фортепиано, op. 23 (1920/23)
  • Serenade (Серенада) для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/23)
  • Suite (Сюита) для фортепиано, op. 25 (1921/23)
  • Духовой квинтет, op. 26 (1924)
  • 4 Stücke (4 Пьесы) для смешанного хора, op. 27 (1925)
  • 3 Satiren (3 Сатиры) для смешанного хора, op. 28 (1925/26)
  • Suite, op. 29 (1925)
  • Третий струнный квартет, op. 30 (1927)
  • Variations for Orchestra, op. 31 (1926/28)
  • «Von heute auf morgen» («С сегодня на завтра»)
одноактная опера для 5 голосов и оркестра, op. 32 (1929)
  • 2 Stücke (2 Пьесы) для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931)
  • Begleitmusik zu einer Lichtspielszene
(Музыка к киносцене) для оркестра, op. 34 (1930)
  • 6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930)
  • Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36)
  • Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936)
  • Kammersymphonie no. 2 (Вторая камерная симфония), op. 38 (1906/39)
  • «Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938)
  • Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941)
  • Ode to Napoleon Buonaparte (Ода Наполеону)
для голоса и фортептанного квинтетаt, op. 41 (1942)
  • Фортепианный концерт, op. 42 (1942)
  • Theme and variations для духового оркестра, op. 43a (1943)
  • Theme and variations для симфонического оркестра, op. 43b (1943)
  • Prelude to «Genesis» для хора и оркестра, op. 44 (1945)
  • Струнное трио, op. 45 (1946)
  • A Survivor from Warsaw, («Уцелевший из Варшавы»), op. 46 (1947)
  • Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)
  • 3 Songs (3 Песни) для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933—1943)
  • 3 Folksongs (3 хора — немецкие народные песни), op. 49 (1948)
  • «Dreimal tausend Jahre» («Трижды тысяса лет») для смешанного хора, op. 50a (1949)
  • Psalm 130 «De profundis» («Из глубины») для смешанного хора, op. 50b (1949—1950)
  • «Modern psalm» («Современный палом»)
для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, незакончен)
  • «Moses und Aron» («Моисей и Аарон») Опера в трёх действиях (1930—1950,незакончена)

Библиография

  • Соллертинский И. И. Арнольд Шёнберг. Л., 1934
  • Auner, Joseph. A Schoenberg Reader. Yale University Press. 1993. ISBN 0-300-09540-6.
  • Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors. The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters. New York, London: W. W. Norton and Company. 1987. ISBN 0-393-01919-5.
  • Schoenberg, Arnold. Structural Functions of Harmony. (Перевод Леонарда Штайна) New York, London: W. W. Norton and Company. 1954, 1969 (revised). ISBN 0-393-00478-3.
  • Schoenberg, Arnold (translated by Roy E. Carter). Harmonielehre (translated title Theory of Harmony). Berkeley, Los Angeles: University of California Press. Originally published 1911. Translation based on Third Ed. of 1922, published 1978. ISBN 0-520-04945-4.
  • Schoenberg, Arnold (edited by Leonard Stein). Style and Idea. London : London, Faber & Faber [1975]. ISBN 0-520-05294-3. Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by Dika Newlin. The volume carries the note Several of the essays…were originally written in German [and translated by Dika Newlin] in both editions.
  • Schoenberg, Arnold (edited by Gerald Strang and Leonard Stein). Fundamentals of Musical Composition. Belmont Music Publishers
  • Schoenberg, Arnold. Die Grundlagen der musikalischen Komposition. Universal Edition
  • Schoenberg, Arnold. Preliminary Exercises in Counterpoint. Los Angeles: Belmont Music Publishers 2003
  • Shawn, Allen. Arnold Schoenberg’s Journey. New York: Farrar Straus and Giroux. 2002. ISBN 0-374-10590-1.
  • The Origin of Music — Bob Fink. Reviews; ISBN 0-912424-06-0. One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg.
  • Weiss, Adolph (March-April 1932). «The Lyceum of Schonberg», Modern Music 9/3, 99-107


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home