Кинематограф Российской империи

Кинемато́граф Росси́йской импе́рии бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал серьёзную инфраструктуру, которая была унаследована советским кино. Из более чем 2700 художественных и документальных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших дней (как правило, лишь частично) в отечественных и зарубежных киноархивах около 300 картин.

Содержание

Появление кинематографа в России

Первые кинопоказы фильмов братьев Люмьер в России состоялись в мае 1896 года. В том же году операторами компании Люмьеров были осуществлены первые документальные съёмки (коронация Николая II). Значительная заслуга в пропаганде кинематографа у русской публики принадлежит французскому антрепренёру и авантюристу Шарлю Омону, который представил новое развлечение не только столичной, но и провинциальной публике на Нижегородской ярмарке 1896 года.

Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи, которые начиная с 1897 года регулярно делались оператором Болеславом Матушевским, а с 1900 года — А. К. Ягельским, который получил монополию на создание и распространение таких кинолент. Однако в целом инициативой в организации съёмок хроникальных лент и поставкой зарубежных фильмов для показа в России владели московские отделения французских компаний «Братья Пате», «Гомон» и некоторых других. Значительный успех выпущенного фирмой «Бр. Пате» документального фильма «Донские казаки» (1908), который только в России сразу же разошёлся в 219 копиях, показал, что отечественная тематика будет пользоваться у российской аудитории большим спросом, и те же компании начали готовить на территории России съёмки художественных фильмов.

Приоритет в этой области, однако, достался короткометражному фильму производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 28 октября (15 октября по старому стилю) 1908 года. Почти одновременно с Дранковым к съёмкам отечественных художественных фильмов приступает в Москве кинопромышленник Александр Ханжонков.

В 1907 году начинает выходить журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу.

Развитие

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»).

Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич.

Расцвет

В 1913 году на волне общего подъёма экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (вышел в 1918 году) Якова Протазанова.

Долго находившаяся в тени успехов Ханжонкова фирма «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» запустила в 1913 году чрезвычайно успешную «Русскую золотую серию» художественных фильмов, ключевыми постановщиками которой были Яков Протазанов и Владимир Гардин. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна Каренина» (1914), «Дворянское гнездо», «Война и мир» (оба — 1915) и другие. В этой же серии состоялся кинодебют Всеволода Мейерхольда, который поставил в 1915 году фильм «Портрет Дориана Грея».

Александр Дранков также находит собственный рецепт коммерческого успеха и выпускает на экраны русскую версию изобретённого во Франции детективно-мелодраматического киносериала — шестисерийный фильм «Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915).

В 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.

Вступление России в 1914 году в мировую войну вызвало большие перемены в кинематографе. Некоторые актёры, режиссёры и другие профессионалы кино были призваны в армию или пошли на фронт добровольцами. Однако общее количество снимаемых фильмов продолжало быстро расти — в том числе из-за того, что ввоз импортных фильмов из воюющей Европы резко сократился. Активной продюсерской деятельностью в это время занимался также Скобелевский комитет, который заказывал создание патриотических и пропагандистских лент, часто пользовавшихся значительным успехом. По заказам Скобелевского комитета много работал, например, Владислав Старевич, в числе прочих фильмов поставивший в рамках этой программы анимационную притчу «Лилия Бельгии».

Именно на военное время приходится этап расцвета художественного российского кинематографа. В этот период снимает свои главные фильмы выдающийся киностилист Евгений Бауэр, активно работают Владимир Гардин и Вячеслав Висковский, выходят на новый уровень мастерства ветераны-постановщики Пётр Чардынин и Яков Протазанов; появляются новые звёздные актёрские имена — Вера Холодная, Витольд Полонский, Иван Перестиани; начинают работать новые киностудии — Михаила Трофимова (Торговый дом «Русь») и Дмитрия Харитонова (Торговый дом Харитонова). Бурно развивается и кинопериодика — в 1916 году в России выходили 11 профессиональных киножурналов.

«Ялтинский» период

Война и быстрое развитие кинодела остро поставили перед российскими промышленниками вопрос о создании новой инфраструктуры кинопроизводства — студии Москвы и Петербурга уже не отвечали растущим требованиям. Александр Ханжонков для своей кинокомпании строит в 1916 году новую съёмочную базу в Ялте. Весной 1917 года, сразу после Февральской революции, Ханжонков перевозит в Ялту практически весь персонал своей компании и быстро налаживает кинопроизводство в Крыму; его примеру следуют Ермольев и некоторые другие. На период до ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России, хотя производство фильмов продолжается также и в обеих столицах.

После поражения армии Врангеля большинство кинематографистов эмигрировали. Часть из них продолжала работать за рубежом (Мозжухин, Ермольев), другие через некоторое время вернулись на родину (Ханжонков, Чардынин). Российская кинопромышленность была в несколько этапов национализирована и стала основой для создания кинематографа РСФСР и СССР.

Статистика производства российских художественных фильмов по годам

  • 1908 — 8 фильмов
  • 1909 — 23 фильма
  • 1910 — 30 фильмов
  • 1911 — 76 фильмов
  • 1912 — 102 фильма
  • 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний)
  • 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания)
  • 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний)
  • 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании)

Кинопромышленники

Режиссёры

Актёры

Литература

  • Вишневский В., Михайлов П. и др. Летопись российского кино: 1863-1929. — М.: Материк, 2004. ISBN 5-85646-086-3
  • Иванова В., Мыльникова В. и др. Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919). — М.: Новое литературное обозрение, 2002. ISBN 5-86793-155-2


Ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home