Цельс

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Цельс (Celsus; греч. Kelsos) — рим. философ-платоник второй пол. 2 в.; первый высказал принципиальные возражения против христианства.

Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку; христ. учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию; применение на практике христ. учения угрожает опасностью государству. По вине противников Цельса осн. его соч. «Истинное слово» не получило известности, однако оно было подробно изложено в направленном против него полемическом соч. Оригена.

В своем сочинении "Sermo verus" ("Истинное слово"), написанном, по всей вероятности, около 150 г., Ц. собрал и выставил все, что в его время говорили языческие ученые в опровержение христианства. Ц. не ограничивается насмешками над христианством; он старается при посредстве научных приемов доказать его несостоятельность. С предвзятой целью опровергнуть христианство он читал книги Св. Писания, не отличая, впрочем, еретических писаний от принятых церковью, равно не отличая и истинной христианской церкви от еретических обществ, отделившихся от нее. С очень поверхностной критикой он разбирает евангельскую историю и заподозривает достоверность всего в ней описываемого, представляя воскресение Спасителя — обманом, чудеса Его — какими-то волхвованиями или просто вымышленными баснями и т. п. По его представлению, христианство — не больше как произведение презираемого им иудейства. Если есть в нем что истинного, так это заимствовано от греческих философов, как, напр., основной догмат христианства о Втором Лице Св. Троицы, Боге Слове, учение о котором будто бы развито Платоновой философией. Впрочем, воплощения Бога Слова и искупления людей Ц. не допускал вовсе, выходя из того воззрения, что как неизменяемо Божество, так и мир во всей совокупности своей жизни, с добром и злом, существует и должен существовать неизменно, в силу однажды навсегда положенных Творцом законов; искупление человека через воплощение Божества представляется несообразным с неизменяемостью Творца и невозможным. Кроме нападений на основы христианства, Ц. постарался еще выставить христианское общество опасным для всех общественных и политических учреждений. Сочинение Ц. было достойным образом опровергнуто Оригеном, написавшим в 249 г. восемь книг "Против Ц." ("Contra Celsum") — сочинение, имеющее значение и в настоящее время. Ориген выписывает по порядку все возражения Ц. против христианства и тут же их опровергает. Против мнения Ц., что воплощение Бога несообразно с Его неизменяемостью, а также неизменяемостью Mиpa, Ориген возражает, что Бог, промышляя о мире и человеке, по своей Божественной воле устраивает жизнь мира и спасение человека, оставаясь сам неизменяемым. Действительность воплощения Бога Слова Ориген доказывает ветхозаветными пророчествами, которые все исполнились на Иисусе Христе. В доказательство того, что чудеса Иисуса Христа — не волхвования и не баснословные вымыслы, а Его воскресение — не обман, как говорит Ц., Ориген также ссылается на историю. В доказательство Божественности Лица Иисуса Христа и истинности Его воскресения Ориген приводит проповедь апостолов и распространение христианства, несмотря на все препятствия.

Сочинения

Литература

  • Н. Лебедев, "Сочинение Оригена против Ц." (М., 1878);
  • его же, "Ц. и Ориген" ("Чтения в Обществе любителей дух. просвещения", 1879, Ι);
  • Ε. Смирнов, "История христианской церкви" (СПб., 1901);
  • Keim, "Celsus Wahres Wort" (издание текста в нем. переводе, 1873);
  • его же, "Rom und das Christentum" (1881);
  • J. Müller, "Die Wahre Geschichte des Celsus" (в "Deutsche Rundschau ", 1895).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home