КТМ/КТП-1

КТМ-1советский двухосный трамвай с цельнометаллическим кузовом, КТП-1 — прицепной двухосный трамвайный вагон, предназначенный для совместной эксплуатации с КТМ-1.

Содержание

История

Работы по созданию КТМ-1 и КТП-1 начались вскоре после Великой Отечественной войны. КТМ/КТП-1 предназначались для замены морально устаревших трамваев довоенных серий. КТМ/КТП-1 были свего рода переходной стадией между довенными и более поздними послевоенными трамваями. В отличие от большинства довоенных трамваев, КТМ/КТП-1 имели цельнометаллический корпус. В то же время они были двухосными и предназначались для эксплуатации по схеме «моторный-прицепной». Позднее от двухосных трамвев отказались, и все трамваи стали оборудовать тележками, а вместо поездов из моторного и прицепного вагонов на участках с большим пассажиропотоком стали использовать сочленённые трамваи и трамваи, работающие по системе многих единиц.

Однако эти технические анахронизмы не были ошибкой советских инженеров. Ведь КТМ/КТП-1 предстояло использовать в трамвайных хозяйствах со слабой ремонтной базой (так как война помешала модернизации технического оснащения многих хозяйств), для которых эксплуатация трамваев более современной конструкции была бы довольно проблематичной. Также многие хозяйства имели изношенные пути, которые делали невозможной эксплуатацию более тяжёлых трамваев. В то же время на линиях с не очень большими пассажиропотоками двухосные вагоны ещё вполне могли справляться со своими задачами.

Выпуск опытных поездов КТМ/КТП-1 начался на Усть-Катавском трамвайном заводе в декабре 1947 года. В следующем году завод приступил к серийному выпуску этих поездов. Их производство продолжалось до 1961 года, после чего завод переключился на выпуск более современных поездов КТМ/КТП-2. Поезда КТМ/КТП-1 стали выводиться из эксплуатации в середине семидесятых годов. Дольше всего они проработали в Запорожье — до 1986 года. Некоторые КТМ-1 были переоборудованы в служебные трамваи.

Распространение

КТМ/КТП-1 работали в очень многих городах, поэтому проще указать города, в которых этих трамваев не было. В РСФСР этими городами были Златоуст, Коломна, Копейск, Курск, Ленинград, Ногинск, Смоленск, Свердловск.

Технические особенности

Кузов трамвая — цельнометаллический, сварной. Несущими элементами являются рама и обшивка. Двери — одностворчатые, только с правой стороны (так как трамвай был выполнен односторонним). Трамвай был предназначен для широкой русской колеи (1524 мм), однако в Ростове-на-Дону КТМ/КТП-1 были переоборудованы для европейской колеи (1435 мм).

Моторный трамвай приводился в движение двумя быстроходными электродвигателями ДК-254А, мощностью по 50 кВт каждый. В качестве силовой передачи от двигателей к ведущей колёсной паре (задней) использовался двухступенчатый редуктор с карданным валом автомобильного типа . Управление осуществлялось при помощи кулачкового контроллера МТ-22 или МТ-1. Трамвай оборудовался бугельным токосъёмником, однако в Ростове-на-Дону использовались штанги. Тормоз — пневматический, колодочно-дискового типа. Также пневматический привод имели двери трамвая. Специальный клапан приводил к автоматической остановке трамвая в случае разрыва поезда. Также имелся ручной механический тормоз.

На некоторых маршрутах из-за большого пассажиропотока использовались трёх- и четырёхвагонные поезда. Так как КТМ-1 не были приспособлены для эксплуатации по системе многих единиц, в таких случаях электрические схемы двух моторных вагонов объединялись в одну, по образцу четырёхосного вагона.

К недостаткам трамвая следует отнести низкий уровень комфорта. Сидения в салоне были деревянными. Из-за неудачно выбранной базы вагона, трамвай сильно скрипел на поворотах, также сильный шум производили компрессоры.

Из-за внешнего сходства иногда встречаются утверждения о родственности КТМ-1 и американского трамвая PCC. Однако в действительности это сходство ограничивается внешним видом. В отличие от PCC, имевшего тележки, КТМ-1 был двухосным трамваем. Система управления этих трамваев также была разной.

Основные техничесике характеристики

(в скобках — для прицепного вагона КТП-1)

  • Длина по сцепным приборам — 10250 мм (10230 мм)
  • Длина по корпусу — 9760 мм (9460 мм)
  • Ширина — 2500 мм
  • Высота по крыше вагона — 3055 мм
  • Масса - 13 тонн (8 тонн)
  • База вагона — 3400 мм
  • Всего мест — 139
  • Сидячих мест — 16 (15)

Сохранившиеся КТМ/КТП-1

Линейных КТМ/КТП-1 уже нигде не осталось. В некоторых городах ещё сохранились служебные вагоны на базе КТМ-1. Некоторые КТМ-1 были установлены как памятники, например в Туле и Новосибирске.

Ссылки

Трамвайные вагоны производства УКВЗ
Серийные
КТМ/КТП-1 | КТМ/КТП-2 | 71-605 (КТМ-5) | 71-608 (КТМ-8) | 71-619 (КТМ-19)
Экспериментальные
КТМ/КТП-3 | 71-606 (КТМ-6) | 71-616 (КТМ-16) | 71-621 (КТМ-21) | 71-630 (КТМ-30)
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home