Золотое сечение

Золото́е сече́ние (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, φ) — деление отрезка на части в таком соотношении, при котором меньшая часть относится к большей, как большая к сумме. Например, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. |АВ| / |ВС| = |АС| / |АВ|).

Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой φ (встречается также обозначение τ) и она равна:

\phi = \frac{1 + \sqrt{5}}{2} \approx 1.61803398874989484\dots

В дошедшей до нас античной литературе золотое сечение впервые встречается в «Началах» Евклида (3 в. до н.э.). Термин «золотое сечение» был введён гораздо позднее Леонардо да Винчи, который использовал золотое сечение как пропорции «идеального человеческого тела». Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше свойств вымышленных, следуя Леонардо да Винчи, многие люди «стремятся найти» золотое сечение во всём что между полутора и двумя.

Содержание

Математические свойства

\phi\;иррациональное, алгебраическое число, удовлетворяющее равенствам

Невозможно разобрать выражение (неизвестная ошибка): \phi^2 = \1 - phi\ \phi + 1 = \frac{1}{\phi}, \ \phi ^ 3 = \frac{\phi - 1}{\phi + 1}


φ представляется цепной дробью

\phi = 1 + \frac{1}{1 + \frac{1}{1 + \frac{1}{1+\,\cdots}}},

для которой подходящими дробями являются отношения последовательных чисел Фибоначчи \frac{F_{n+1}}{F_n}. Таким образом, \phi = \lim_{n\to\infty} \frac{F_{n+1}}{F_n}.

В правильной пятиконечной звезде, каждый сегмент делится пересекающим его сегментом в золотом сечении (т. е. отношение синего отрезка к зелёному, также как красного к синему, также как зелёного к фиолетовому, равны φ).

Вот ещё одно забавное представление:

\phi = \sqrt{1 + \sqrt{1 + \sqrt{1 + \sqrt{1 + ...}}}}

Геометрическое построение

Золотое сечение отрезка AB можно построить следующим образом: в точке B восстанавливается перпендикуляр к AB, откладывают на нём отрезок BE равный половине AB, на отрезке AE, откладывают отрезок ED равный EB и, наконец, на отрезке AB откладывают отрезок AC равный AD, тогда

\phi=\frac{|AB|}{|AC|}=\frac{|AC|}{|CB|}.

Золотое сечение и гармония

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Швейцарский архитектор Ле Корбюзье «нашёл», что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п.

Ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения.

Золотое сечение в искусстве

Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники сознательно использовали пропорции «золотого сечения».

Размеры холста для картин художники нередко выбирали в соответстии с этой пропорцией.

Так, известно, что С. Эйзенштейн искусственно построил фильм Броненосец Потёмкин по правилам «золотого сечения». Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие разворачивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения.

В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.

Другим примером использования правила «Золотого сечения» в киноискусстве — расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home