Аверроизм

Аверроизм — термин, применяемый к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на Аверроэсовской интепрпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.

Основные идеи ранней философской концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю:

  • существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию;
  • мир вечен;
  • душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной;
  • индивидуальная душа не вечна;
  • все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу (идея, известная как монопсихизм);
  • воскресение из мёртвых невозможно (эта идея была выдвинута Боэцием).

Эти идеи были дважды осуждены в 1270 и 1277 году католическим епископом Стефаном Темпьером. Темпьер выделил 219 неприемлемых тезисов в работах аверроистов.

Для разрешения возникшего противоречия Сигер заявил, что существует "двойственная истина": фактическая, или "твёрдая", истина, достигаемая через науку и философию, и "религиозная" истина, достигаемая через религию. Эта идея не восходила к Аверроэсу; его идея заключалась в том, что существует одна истина, достигаемая двумя различными путями, а не две истины.

Поздняя философская концепция аверроизма заключалась в том, что философский и религиозный миры являются отдельными сущностями. После исследования 219 тезисов, осуждённых Темпьером, стало очевидно, что немногие из них принадлежат Аверроэсу. В течение некоторого времени для обозначения философского движения, начатого Сигером и Боэцием, и отделения его от аверроизма применялись термины «радикальный Аристотелизм» и «гетеродоксальный аристотелизм»; сейчас большинство ученых также называет его аверроизмом.

Фома Аквинский выступил против доктрины монопсихизма в своей книге De unitate intellectus contra Averroistas. В этом контексте термин «аверроизм» использован корректно.

Несмотря на осуждение в 1277 году, многие аверроистские тезисы дожили до XVI века и присутствуют в философии Джордано Бруно и Пико делла Мирандола. Эти тезисы связаны с превосходством философов над простым народом и с соотношением между интеллектом и человеческим достоинством.

См. также

External links

  • Averroism @ Islamic Philosophy Online (английский) статья с сайта, "посвящённого исследованию философских достижений мусульманского мира"
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home