Мане, Эдуар

Эдуа́р Мане́ (фр. Édouard Manet, 23 января 1832, Париж30 апреля 1883, Париж) — французский художник-универсалист, один из родоначальников импрессионизма.

Содержание

Юность

Эдуар Мане родился в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем, в период с 1844 по 1848 год учился в коллеже Роллена.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1848, однако, с треском провалил вступительные экзамены (сказывалось нежелание Эдуара быть моряком). Тем не менее, ему в качестве подготовки к повторным экзаменам было позволено отправиться в учебное плаванье на парусном судне «Гавр и Гвадалупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству — из поездки Эдуар привез большое количество рисунков, набросков и этюдов.

Становление

В 1850 году Мане поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра. Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции. Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, подкрепленное политическими событиями (репрессии Наполеона III), вызывавшими возмущение у прогрессивной молодёжи в конечном итоге вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром и уходом молодого художника в 1856 году из его мастерской.

Эдуар Мане решил продолжить самообразование. Он часто посещает Лувр, где копирует работы известнейших мастеров, отправляется в поездку в Голландию (Амстердам и Гаага) и Германию (Мюнхен и Дрезден), затем в Австро-Венгрию (Прага и Вена), надолго задерживается в Италии (Флоренция и Рим). Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения; одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Возможно, именно его поздние произведения, в особенности знаменитые бодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма. Знакомство с великими испанцами Мане продолжил в 1865 году, во время своей почти вынужденной поездки в Испанию. Известно, что в то время он близко познакомился с творчеством Гойи. Мане, однако, не забывал и о своих знаменитых соотечественниках. Он много копировал Делакруа, преклонялся перед творчеством Энгра. Возможно, еще одним толчком к бунтарскому искусству Эдуара Мане послужило творчество его более старшего современника Курбе, мастера-живописца, вызвавшего большое количество критики со стороны современников новизной своего творчества, силой таланта и постоянным желанием изображать простые, «земные» и безыскусные сцены и персонажей.

«Мане протестует против портретов, озарённых бенгальскими огнями, на лбу которых горят звёзды поддельных драгоценностей, в руках — серебряный жезл»

де Банвиль. Отзыв на картину Мане «Le Bon Bock». (Перевод с французского Т. М. Пахомовой.)

Салон

В 1859 году, весной Мане впервые пытается выставляться в Салоне. Жюри, однако, не очень благосклонно к молодому художнику, отметив лишь две его картины из трёх («Любитель абсента» был отвергнут, приняты были «Гитареро» и «Портрет родителей»). Однако, написанные Эдуаром в 1863 году картины, в частности «Лола из Валенсии», «Старый музыкант», «Уличная певица», выставленные на персональной выставке Мане в частной галерее Мартине́, встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Можно считать, что с этого момента начинается полоса неприятия Мане, только начавшего вырабатывать свой стиль и манеру живописи со стороны современников. Нельзя в то же время не отметить и доброжелателей Мане, людей, сумевших еще в то время разглядеть огромный талант молодого живописца; именно их поддержка помогла Мане не сломаться, пережить тяжёлые периоды его творческой жизни.

В 1863 и 1864 годах Мане выставляется в Салоне Отверженных (выставка, проводившаяся параллельно официальному Салону для демонстрации картин художников, отвергнутых жюри) и в официальном Салоне, где его новые картины, особенно «Завтрак на траве» вызвали резкое негодование со стороны критиков. Пик неприятия выпадает на 1865 год, когда Мане выставил в Салоне свою знаменитую ныне «Олимпию» — картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной. Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи. 1866 год не стал удачным для Мане — часть его картин отвергается жюри Салона. В 1867 году сам художник отказывается выставлять свои картины на Всемирной выставке, не надеясь получить ничего, кроме оскорбительного отказа.

Барак Альма́

Неприятие Мане установившегося во Франции буржуазного строя во главе с Луи-Наполеоном выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана» — повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике. Эту картину, к сожалению, Мане не смог выставить в сооруженном им по промеру Курбе бараке у моста Альма в числе прочих в виду сильнейшего политического резонанса.

«Цвет, — говорил Мане, — это дело вкуса и ощущения, но надо иметь за душой еще кое-что, то, что вы хотите выразить, — без этого всё теряет смысл!»

Из воспоминаний Жаннио. (Перевод с французского Т. М. Пахомовой.)

С 1868 года, в период краха Империи ни один из официальных Салонов не принес Мане славы и творческого удовлетворения. Продолжались нападки критиков и неприятие творчества художника буржуазной публикой.

Батиньольская группа

Нельзя не отметить огромную поддержку, которую оказывали Мане друзья и сторонники. Многие художники и поэты — сторонники Мане в конце 60 — начале 70 входили в так называемую Батиньольскую группу (неформальное собрание в кафе Гербуа в Батиньоле). Стоит особо отметить таких знаменитостей как Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсаро. Особняком стоит Эмиль Золя — горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее это неформально собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Не смотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуара.

Франко-прусская война

На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо, он пишет пейзаж порта. Через некоторое время, после объявления Парижской Коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.

После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock»), и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).

Поздний период

Начиная с 1877 года в живописи Мане заметно стремление к натюрмортам и портретам. Особенно явно прослеживается влияние на Эдуара творчества Веласкеса. Постепенно художник обретает признание. С 1879 года его авторитет в глазах критиков от искусства растёт, его картины принимаются Салонами. На одном из них Мане удостаивается медали за второе место, что даёт ему возможность выставляться, минуя отбор жюри.

«В тот день, когда захотят описать завоевания или поражения французской живописи XIX века, можно будет пренебречь Кабанелем, но нельзя будет не считаться с Мане»

Кастаньяри, 1875 г. (Перевод с французского Т. М. Пахомовой.)

Тем не менее, творчество Эдуара Мане не было до конца признанным вплоть до 1890-х годов. Лишь тогда его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания («Олимпия» была практически навязана Лувру друзьями Эдуара, выкупившими её по общественной подписке в 1889 году).

В марте-апреле 1883 года Эдуар Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутации ноги. Несмотря на первые симптомы кажущегося выздоровления, 30 апреля 1883 года художник умирает. Мане так и не дождался своей славы, однако творчество его уже после его смерти нашло своих почитателей.

Галерея

Источники и рекомендуемая литература


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home