Стандарты телевизионного вещания

Содержание

Число строк

Чем выше число строк, тем качественнее, чётче изображение и тем больше информации на экране. В то же время чем выше число строк, тем шире должна быть используемая полоса частот (соответственно тем меньше можно создать телеканалов). Считается, что обычному кинокадру на 35 мм плёнке соответствовало бы телевизионное изображение с 900 строками. В реальных системах такое качество не достигается — в Европе используют 625 строк (из которых реально показывается примерно 575), а в Америке 525 строк (из которых показывается примерно 480 — отсюда стандарт VGA). Во Франции существовала система с 819 строками, но сейчас она уже вымерла (такой канал занимал полосу 14 МГц).

Частота кадров

В большинстве телевизоров кадры показываются с той же частотой, с какой они передаются (поскольку раньше было сложно реализовать что-либо другое). При этом частота кадровой развёртки вдвое выше частоты кадров из-за использования чересстрочной развёртки. На ранних стадиях развития телевидения инженеры боялись, что переменный ток в сети питания будет создавать помехи на экране, поэтому частота кадровой развёртки была выбрана в точности равной стандартной частоте переменного тока (50 Гц в Европе, 60 Гц в Америке) — чтобы возможные помехи были статическими, а не имели вид дрожания. Эти опасения, впрочем, оказались необоснованными, но после начала массового внедрения телевещания было уже поздно что-то менять.

То, что частота кадров на телевидении (25 или 30 кадров в секунду) отличается от частоты кадров в кино (24 кадра в секунду), создаёт определённые неудобства. В Европе на телевидении фильмы прокручивают чуть быстрее (на 4%; соответственно и звук становится более высоким); в Америке поступают хитрее: там один кинокадр показывают в течение 3 полукадров, а другой в течение 2 полукадров — в итоге на 4 кинокадра приходится 5 телевизионных кадров.

Соотношение сторон кадра

Во всех «старых» системах высота и ширина кадра относятся как 3:4 — это соответствует первоначальному формату кинокадра.

Аналоговые системы

Системы цветного телевидения обозначаются так: например, SECAM-D обозначают сигналы системы D, на которые наложены цветные сигналы системы SECAM.

Вымершие системы показаны серым.

World television systems
Система Число строк Частота кадров, Гц Полоса канала, МГц Полоса сигнала, МГц Сдвиг несущей звука, МГц Ширина остаточной боковой полосы Кодирование видеосигнала Кодирование звукового сигнала Примечания
A 405 25 5 3 −3.5 0.75 Pos. AM Великобритания (только ч/б)
B 625 25 7 5 +5.5 0.75 Neg. FM МВ в большинстве стран, МВ и ДМВ в Австралии (см. G и H)
C 625 25 7 5 +5.5 0.75 Pos. AM старая система МВ, использовавшаяся только в Бельгии
D 625 25 8 6 +6.5 0.75 Neg. FM только МВ (см. K)
E 819 25 14 10 ±11.15 2.00 Pos. AM Старая французская система МВ
F 819 25 7 5 +5.5 0.75 Pos.
AM Старая система МВ, использовавшаяся только в Бельгии и Люксембурге
G 625 25 8 5 +5.5 0.75 Neg. FM только ДМВ (см. B)
H 625 25 8 5 +5.5 1.25 Neg. FM только ДМВ (см. B)
I 625 25 8 5.5 +5.996 1.25 Neg. FM Великобритания, Ирландия, ЮАР, Гонконг
K 625 25 8 6 +6.5 0.75 Neg. FM только ДМВ (см. D)
K' 625 25 8 6 +6.5 1.25 Neg. FM Заморские владения Франции
L 625 25 8 6 +6.5 1.25 Pos. AM Франция: звук на −6,5 МГц только на 1 полосе МВ
M 525 29.97 6 4.2 +4.5 0.75 Neg. FM Страны Америки, Япония, Филиппины, Южная Корея (все NTSC-M); Бразилия (PAL-M)
N 625 25 6 4.2 +4.5 0.75 Neg. FM Аргентина, Боливия, Парагвай, Уругвай

Цифровые системы

Основное приемущество цифрового телевидения заключается в улучшенном качестве изображения и звука. Кроме того, цифровое телевидение дает широкие возможности для дополнительных сервисов. На одном частотном канале, на котором раньше передавался одна телевизонная программа, теперь можно передавать сразу несколько.

В России разработана программа перехода на цифровое телевидение.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home