Гордость

Нейтральность этой статьи поставлена под сомнение одним из участников Википедии.
Подробности — на странице обсуждения.

Гордость (лат. superbia) — сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы, страны, народа или другого объекта с которым человек идентифицируется. В узком значении — поведение, требующее от окружения уважительного отношения к человеку, народу, стране.

Гордость как противоречивое понятие

В разных национальных культурах, в разные эпохи представления о том, что может и что не может быть предметом гордости, значительно расходятся.

Так, национальная гордость часто понималась и понимается как чувство причастности человека к мощи национального государства, проявляющейся прежде всего в способности противостоять другим народам и государствам с позиции силы; так понимаемая национальная гордость была особенно свойственна империям и нашла наиболее яркое выражение в особенностях национального самосознания в Британской империи XIX века (концепция «бремени белого человека» и т.п.; отдельные следы этого самосознания просматриваются и в XX веке — в частности, в некоторых выступлениях У.Черчилля), в Японской империи XIX—XX вв., в фашистской Германии 1930-х гг. Против такого понимания национальной гордости резко выступали в XIX—XX вв. мыслители и публицисты как либерального (прежде всего в рамках протестантской теологии — особенно Н.Ф.С.Грундтвиг, заложивший основы современного датского национального самосознания), так и социалистического направления (вплоть до известной статьи В.И.Ленина «О национальной гордости великороссов», в которой, в частности, говорилось: «Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое… и своё рабское настоящее»).

Не менее противоречива история гордости как гендерно детерминированного понятия, то есть мужской и женской (девичьей) гордости (целомудрие). В традиционном обществе, в котором гендерные роли жестко закреплены и тяготеют к полярности, за мужчиной и женщиной закрепляется различный набор качеств, которые могут служить предметом гордости: для мужчины эти качества — прежде всего, сила (в том числе физическая), социальная успешность, способность обеспечить финансовое благополучие семьи, для женщины — прежде всего, сексуальное воздержание (до брака и за пределами отношений с мужем; наиболее радикальные интерпретации концепта «женской гордости» — особенно в Англии середины XIX века — требовали полного отказа от сексуального удовольствия, даже в отношениях с мужем, вплоть до проводившейся А.Б.Брауном практики удаления клитора в 1860-е гг.) и, в целом, способность угодить мужу. В то же время феминистское движение c начала XX века выдвинуло совершенно иные критерии женской гордости: интеллектуальную, душевную и экономическую независимость от мужчины, обустройство личной и сексуальной жизни по собственному усмотрению, а не в соответствии с мужскими ожиданиями. В противостоянии гендерно детерминированной гордости сформировался в 1970-е гг. и концепт «гордости геев» (англ. gay pride), основная идея которого — в признании ценностью самого факта различия людей, их разнонаправленного уклонения от социокультурного стереотипа.

Полемика между приверженцами разного понимания национальной, мужской/женской и иных видов гордости остается актуальной для современной публицистики в разных странах и является значимой частью полемики между сторонниками консервативно-традиционалистского (в том числе религиозного) и либерально-модернистского мировоззрений.

Инверсия понятия

В подростковом возрасте в маргинальных слоях (отстающие в школе), иногда с временным распространением на большинство, такая инверсия присутствовала практически всегда. В условиях отсутствия реальных способностей и, как следствие, успехов, предметом гордости становится демонстративный отказ от подчинения нормам, исходящим от взрослых. В таких условиях педагоги часто наблюдают формирование групповой «антиморали», в которой предметом «гордости» становятся употребление табака, алкоголя, а в наше время и наркотиков. Противостояние отдельных подростков таким взглядам на гордость бывает подчас очень трудным и опасным, в связи с тем, что таким группам имманентно присущ тоталитаризм навязывания взглядов, порой с элементами уголовщины.

При закреплении инфантильного миропонимания негативные с социальной и моральной точки зрения качества удерживаются как предмет для гордости рядом молодёжных и взрослых субкультур — главным образом, в большей или меньшей степени криминализованных.


См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home