Как я провёл лето

Эта страница предлагается к удалению из Википедии в соответствии с правилами удаления.
Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К удалению.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно постараться улучшить,
но необходимо воздерживаться от переименований или удаления содержания.

Если Вы автор этой статьи, прочтите руководство к дальнейшему действию.
Дата постановки — 23 ноября 2006.
Пометку на удаление снимает только администратор Википедии.

Один из участников Википедии предположил, что эта статья может содержать оригинальные исследования
Пожалуйста, проверьте её соответствие формату Википедии. Если в ней действительно содержатся оригинальные исследования, то она должна быть переписана или удалена.
→ Обсуждение

«Как я провёл лето» — устойчивое выражение, проистекающее из традиционной темы школьного сочинения многих стран. Педагоги полагают, что примерный ученик не должен терять попусту время на летнем отдыхе, а вместо этого повышать свое образование. В сентябре же необходимо отчитаться. Вопрос о том, как провести лето, вызывает большой интерес, так как лето — основной сезон отпусков. Многие стараются провести отпуск интересно, а потом поделиться своими впечатлениями со знакомыми. Выражение «как я провел лето» может использоваться, чтобы указать, на заурядность, малозначительность какой-то темы или занятия, иногда с философским подтекстом. Это выражение также используется в юморе, например, в анекдотах и карикатурах. Вдохновленные такой темой школьного сочинения, огромное количество писателей разного уровня именно так и назвали свои произведения. Тема «Как я провел лето» часто встречается в фотографии. Проводятся различного рода конкурсы с одноименным названием.

Содержание

«Как я провел лето» с точки зрения педагогики

В педагогике обсуждают способы проведения первого урока после летних каникул. Этот урок особый, так как школьники переживают определенный стресс, связанный с переходом от отдыха к будням школьных занятий. В этой связи разработаны следующие подходы (по материалам «Классный час»):

  • Унифицированный. При этом подходе первый школьный урок приводится к единому, общему для всех стандарту. В советские времена, например, рекомендовалось начинать учебный год с Урока Мира, состоящего из рассказов об империалистических агрессорах и борьбе за мир во всем мире.
  • Персонифицированный. При таком подходе акцент делается на личность учителя. Учителя, использующие этот подход, как правило претендуют на особое педагогическое дарование. На таких уроках учителя могут читать стихи или петь под гитару.
  • Констатирующий подход состоит в обсуждении организационных проблем: уточнение списка учеников, сообщение о предметах, информация об учебниках, распоряжение о «второй обуви», информирование о форме одежды, указания о правилах дежурства по классу и т. д.
  • Ретроспективный. Обзор прошедших событий, обмен воспоминаниями.
  • Совместнодеятельностный. Этот подход также можно назвать «макаренковским». При этом подходе детям предлагается некая деятельность, в процессе которой они проявляют свои способности, самоутверждаются, сдруживаются и налаживают контакт с классным руководителем.

Тема «Как я провел лето» относится к ретроспективному подходу. По оценке Александры Бочавер каждый школьник за одиннадцать лет учебы пишет сочинение о лете восемь раз. Некоторые учителя предельно администрируют воспоминания учеников. Они вызывают учеников по списку и предлагают представить устный отчет о том, как было проведено лето. Другие педагогики используют демократический подход. Эти учителя могут расставить стулья в кружок, опустить шторы, даже зажечь свечку. Затем они просят детей рассказать о наиболее ярких впечатлениях лета. Учитель тоже делится своими впечатлениями. Некоторые учителя привносят элемент соревнования. Например, может быть устроен конкурс на самое изобретательное окончание предложения: «Этим летом я впервые в жизни…» Другой вариант — ученик пишет сочинение о том, как провел лето его сосед по парте (после предварительного обсуждения). Также может выбираться на самый смешной рассказ о летних приключениях.

Некоторые педагоги считают, что тема «Как я провел лето» полезна для выработки у учеников способности к анализу. Эти учителя используют специально подготовленные планы и вопросники, например такой (текст взят из реального вопросника):

  1. Где вы были этим летом?
  2. Чем вы занимались в том месте, где вы были?
  3. Соблюдали ли вы летом режим дня?
  4. Сколько времени вы уделяли летом физическим упражнениям?
  5. Чему полезному вы научились этим летом?
  6. Какие книги вы прочитали за это лето?
  7. Как вы помогали этим летом родителям?
  8. С какими интересными людьми вы познакомились этим летом?
  9. Что из запланированного на лето вы не успели сделать?
  10. Какие события этого лета вы хотели бы вновь пережить в следующие летние каникулы?

Рекомендуют также совмещать сочинение о проведении лета с заданиями по грамматике. Например, одного ученика просят зачитать свое сочинение, а остальному классу дают задание выписывать все существительные, употребленные в тексте. После выполнения этого задания, можно дать новое — пересказать содержание только что прослушанного сочинения.

Некоторые педагоги рекомендуют формулировать тему уже, чем «как я провел лето». Например, педагог дополнительного образования высшей категории Ирина Николаевна Санникова предлагает такие варианты: для 5-го класса — «Самое дорогое воспоминание», «Мир моих увлечений»; для 6-го класса — «Любимый уголок природы», «Наша речка утром и вечером», «Так уходит лето»; для 7-го класса — «Рассказ от третьего лица», «Рассказ с обрамлением», «Путевые заметки», «Поэтическая зарисовка».

Отмечают, что «ретроспективный» подход не обязательно нравится ученикам, потому что не каждый хочет делиться своими воспоминаниями со всем классом. Иногда дети начинают врать, чтобы не ударить в грязь лицом перед одноклассниками или, наоборот, не показаться выскочкой. Иногда дети врут, чтобы угодить учителю. В этих случаях они могут рассказывать, что читали книги и помогали родителям по хозяйству. Некоторые, напротив, хотят подразнить учителя и рассказывают о занятиях, далеких от духовности — например, торговле семечками. Именно потому, что тема «Как я провел лето» толкает детей на ложь, многие педагоги не рекомендуют ретроспективный подход.

Некоторые педагоги используют «как я провел лето» в своей аргументации в пользу предлагаемых новинок в образовании. Эти учителя утверждают, что их новинки могут придать свежесть даже столь избитой теме как проведение лета. Например, преподаватель латинского языка М.Филиппенко аргументировала пользу изучения латинского таким образом: С каким энтузиазмом мои ученики участвуют в латинских играх и соревнованиях, собирают повсюду латинские надписи, девизы, интересные дериваты, с радостью переводят в стихах латинскую поэзию, разыгрывают сценки из римской жизни, размышляют над портретами людей древности, заполняют латинские анкеты и кроссворды, решают ребусы и античные загадки, рисуют иллюстрации к тому, что только что узнали. Они с удовольствием пишут латинские сочинения на затертые, стандартные, но получающие новое неожиданное звучание и значение темы — «Моя родина» и «Как я провел лето».

Ссылки

Традиционные места летнего отдыха

  • Дача. Дачный отдых — один из наиболее популярных видов летнего времяпрепровождения, в особенности для людей старшего возраста. В советские времена свормировался стереотип благосостояния: «машина, дача, квартира». Дачи строятся за чертой города в деревнях или дачных поселках. Сторонники отдыха на даче занимаются садоводством, огородничеством, рыбалкой, походами за грибами и реконструкцией своих дачных строений.
  • Черноморское побережье — чрезвычайно популярное место отдыха россиян. С отделением Украины и Грузии в отдельные государства отдых в Крыму и на Кавказе стал менее доступным. По традиции человек, отдыхавший на Черном море, должен вернуться домой загорелым, «как шоколадка» (или «как негр»).
  • Лес — Российский лес богат ягодами (земляника, черника, малина, брусника), грибами и орехами а также, к сожалению, комарами.
  • Горы. Как утверждал Владимир Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Достаточно популярны альпинизм и горный туризм — виды отдыха, несущие определенный риск. Летнее время наиболее подходит для отдыха в горах в силу благоприятных погодных условий.
  • Водоёмы. Отдых на водоёме — одна из отличительных черт летнего времяпрепровождения. Отдыхающие купаются, загорают, играют в карты, едят, а также участвуют в пляжных спортивных играх.
  • Зарубежный туризм. С распадом СССР и устранением железного занавеса огромную популярность получил зарубежный туризм. Россияне путешествуют по всему миру. Наибольшей популярностью пользуются такие места как Турция, Египет, Кипр.
  • Летний лагерь (в советские времена пионерский лагерь). Детей часто в организованном порядке отправляют в летние лагеря, где они отдыхают под наблюдением педагогов и вожатых.

Как проводили лето известные люди

  • Летом 791 года Карл Великий был в походе вместе со своей армией, которая тремя различными путями вторглась в страну аваров.
  • Летом 1582 г. Ермак покорял татарские города по берегам Иртыша и Оби. По окончании этой кампании по покорению Сибири, он был награжден шубой с плеча Ивана Грозного.
  • Лето 1825 года Александр Сергеевич Пушкин проводил в Михайловском. В это же время в соседнее Тригорское приехала Анна Петровна Керн. Результатом их встречи явилось стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
  • Лето 1912 года Альберт Эйнштейн провел в Цюрихе, где на кафедре математической физики Высшей технической школы он совместно с Марселем Гросманом разрабатывал математический аппарат обобщенной теории относительности и теории тяготения.
  • Лето 1917 года Владимир Ильич Ленин провел в Разливе, где он скрывался от преследований правительства Керенского под видом сезонного финского работника.
  • Летом 1918 года Иосиф Виссарионович Сталин находился в Царицыне, который удалось отстоять от атаки Белой армии.
  • Летом 1925 года Сергей Александрович Есенин вернулся в Москву из Баку и написал такие строки: «Ну что же?/Молодость прошла!/Пора приняться мне/За дело,/Чтоб озорливая душа/Уже по-зрелому запела».
  • Летом 1959 года Никита Сергеевич Хрущев был в в штате Айова (США) и увидел там поля, засеяные кукурузой. Так возникла идея выращивания этой культуры в СССР.
  • Летом 1972 года Иосиф Александрович Бродский был вынужден эмигрировать в США.
  • Летом 1991 года Михаил Сергеевич Горбачев отдыхал на даче в Крыму в местечке Форос. Здесь же он принимал руководителей ГКЧП.
  • Летом 2003 года Роман Аркадьевич Абрамович отдыхал во Франции, где демонстрировал свою яхту «Голубая бездна», зашвартованную в заливе Сен-Тропе.
  • Лето 2005 года Михаил Борисович Ходорковский провел в «Матросской Тишине».

Поэзия о прошедшем лете

Про некоторые классические стихотворения можно сказать, что они написаны на тему «Как я провел лето». Вот несколько наиболее известных примеров:

  • Вот и лето прошло, / Словно и не бывало. / На пригреве тепло. / Только этого мало… (Арсений Тарковский).
  • Ох, лето красное, любил бы я тебя, / Когда б не зной да пыль, да комары, да мухи!… …Что наше северное лето — карикатура южных зим, / мелькнет и нет… (Александр Пушкин).
  • Вот и кончается лето, / яростно рдеют цветы, /меньше становится света, /ближе приход темноты…(Николай Асеев)
  • Люблю деревню я и лето: / И говор вод, и тень дубров, / И благовоние цветов; / Какой душе не мило это? / Быть так, прощаю комаров!… (Евгений Баратынский)
  • В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето, / была жара, / жара плыла — / на даче было это… (Владимир Маяковский)

Графоманы о том, как они провели лето

Количество графоманов, написавших произведения под названием «Как я провел лето» и поместивших их в Интернет, огромно. Вот три примера подобных сочинений:

  • Андрей Неклюдов. Как я провел лето. Автор обращает внимание читателя на то, что многие летние впечатления просто невозможно передать словами: Сережка Шихов все сидел неподвижно за своей партой, вертя в пальцах ручку, похожую на поплавок."Неужели, — думал он, — неужели все то, что я видел, что я пережил тогда, в ту ночевку… и что я только что снова прочувствовал… неужели это невозможно передать словами?!"
  • Как я провел лето. Советы проводившего. Автор делится своими незабываемыми впечатлениями об отдыхе в Крыму: Три недели загаров, купаний, волейбола, экскурсий, любви, дискотек и здорового алкоголизма пронеслись одними непрерывными сутками. И все это заслуживает отдельного рассказа. Счастье есть! Я точно знаю, потому что видел его. Раз в году Крымская земля ждет нас.
  • Как я провел лето (увлекательная повесть). Повествование о том, что отпуск можно провести на кухне, заканчивающееся таким образом: Последний день отпуска был наиболее насыщенным. До такой степени, что я даже подумывал о том, не продлить ли мне его еще на денек, чтобы, например, с утра сдать бутылки. Все же я сумел отогнать прочь эти крамольные мысли. С вечера я объявил друзьям, что отпуск закончился. Мы отметили это событие массовым уничтожением всей оставшейся стеклопосуды и после непродолжительной прогулки расстались до следующего лета.

Анекдоты

Анекдоты на тему «Как я провёл лето», как правило, иронизируют над тем, что многие проводят лето совсем не в тех занятиях, о которых принято писать. Юмор строится на том, что, пытаясь политкорректно описать летнее времяпрепровождение, люди случайно выдают свою истинную деятельность. Также используется элемент юмора, указывающий на то, что, если сочинение написано правдиво, то правда может оказаться наказуема. Вот несколько примеров:

Сочинение в старших классах: Первое сентября. Дети, как водится, пишут сочинение. На доске — несколько примерных тем. Маша поднимает руку: «Марьиванна! А как пишется „забеременела“»? — «Маша! Пиши лучше не про лето, а про Пушкина!»

Из отчета милиции о проделанной работе: В результате тщательной проверки школьных сочинений «Как я провел лето» милицией было раскрыто четыре грабежа, два теракта, а также найден настоящий убийца Джона Кеннеди.

Петька и Василий Иванович: Петька поступил на курсы повышения квалификации. Однажды он приходит после уроков и говорит Василию Ивановичу:
— Василий Иванович, нам задали сочинение «Как я провел лето», а я даже и не знаю что и писать. Не правду же писать, что мы все лето бухали и по бабами ходили.
— А ты, Петька, вот как поступи. Когда бухали — пиши книжки читал, а когда по бабам — значит, рыбачили. Написал Петька сочинение, учительница проверила и говорит:
— Не знаю, что Петьке поставить. И зачитывает всему классу:
«Мы с Василием Ивановичем получили отпускные и сразу пошли в книжный магазин, купили книжек, пришли домой и стали читать, пока все не прочитали. Утром перечитка. Собрали мы все обложки, пошли сдали их, добавили денег, купили новых книг и снова за чтение. Ну чувствуем, мало книжек. Пошли снова в книжный магазин, встречаем там Фурманова, очень начитанного. Сложились с Фурмановым на книжки, купили, положили в сумку, и на рыбалку. Ловили рыбу, ловили… Я и Фурманов ничего не поймали, а Василий Иванович отличился, поймал — до сих пор крючок в марганцовке отмачивает».

Черный юмор (первоисточник здесь): Один мальчик учился в школе, а на летние каникулы поехал отдыхать к бабушке в деревню. Первого сентября учительница попросила весь класс написать сочинение на тему «Как я провел лето». Светка написала об отдыхе в Сочи. Гриша написал, как плавал на байдарке. А мальчик ничего не написал. Потому что еще в июне умер от дизентерии.

О жизни: Темы сочинений: Как я провел лето. Как я провел налоговую. Как я пропил зарплату. Как я довел жену. Как я завел любовницу. Как я подвел товарища. Как я развел клиентов. Как я прое%л молодость.

О новых русских: Два новых русских выходят из школьного кабинета после родительского собрания Один другому говорит:
— У всех дети как дети, а у меня какой-то урод.
— Что такое?
— Да задали им сочинение на тему «Как я провел лето». Всех дети написали, как положено: кто на Гавайях отдыхал, кто на Канарах, а мой болван написал, что он все лето провел на даче. Запарился объяснять, что дело было на даче Ельцина.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home