Потала


Дворец Потала (тиб. : པོ་ཏ་ལ, кит. 布达拉宫) в городе Лхасе в Тибете — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-ламы вплоть до бегства Далай-ламы XIV в Дармасалу (Индия) после вторжения Китая в Тибет в 1959. Располжен на высоком холме, господствующем над городом. Общая площаль дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв. м.

Сейчас дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, причислен ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО.

Содержание

История

В 637 царь Тибета Сонгцен Гампо построил здесь первый дворец на месте, которое он использовал для медитации. Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. Потом, после его обручения с китайской принцессой Вэньчэн, он расширил дворец до 999 комнат, построил также стены с башнями и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния и деревянные постройки сгорели, затем по причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилаь лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан.

Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый Дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция Далай-лам. Красный Дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694. Название дворца происходит по всей видимости от легендарной горы Потала на которой обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), манифестацией которого является Далай-лама.

В грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени из Тибета, Непала и Китая.

Расположение и архитектура

Дворец находится на высоте 3700 м на Красном Холме (Марпо Ри) в селедине лхасской долины. Весь комплекс строений с системой террас, площадок на крышах, храмов не производит впечатления крепости (дзонга). Общий облик дворца, расположенного во всю ширь на хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценится буддистами, архитекторами, художниками, поражает путешественников.

Многочисленные паломники обходят холм и дворец вокруг, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

Внутри дворца

Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, и служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.

Красный дворец служил в большей степени местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ,в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.

Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии — пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, сложная система росписи на стенах.

В Западном большом зале обычно проходили религиозные церемонии, жертвоприношения и приёмы.

Особое значение имеет пещера пещера Фа-Вана, в котрой читал священные тексты царь Сонгцен Гампо ешё до строительства дворца.

См. также


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home