Тоталитарная эстетика

Тоталитарная эстетика — особое проявление эстетики, типичное для тоталитарных режимов XX века, таких как нацизм в Германии, фашизм в Италии, Испании, Португалии и др., сталинизм в СССР, маоизм в Китае. Тоталитарное искусство — особый тип массовой культуры, реализуемой под жёстким контролем государства в соответствии с государственной политикой в области культуры. Одной из главных составляющих этого искусства является пропаганда.

Содержание

Основные характеристики

Тоталитарная эстетика характеризуется приверженностью монументальным формам, часто граничашим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления (см. социалистический реализм), преимущественным использованием прямых линий, геометрических форм (часто устремлённых вверх), а также определённого цвета (как правило, красного). Практически полностью отсутствует индивидуализация, люди изображаются как собирательный образ или как однородная масса. Используется массовая хореография, хоровое пение, демонстрации физкультурников и т. п. Подчёркивается физическая сила, ручной труд, атлетизм.

Тоталитарная эстетика сформировалась во многом под влиянием авангардных художественных течений 1920-х — 1930-х, таких как футуризм, экспрессионизм и конструктивизм). Характерно также обращение к образам древней истории, использование их для подчёркивания связи с великими предками.

Модернизм и тоталитаризм

После Первой мировой войны одной из тенденций в искусстве стала «демократизация», то есть стремление сделать искусство доступным и понятным всем благодаря использованию универсальных форм и тем.

Голландский художник Пит Модриан (nl:Piet Mondriaan) стал одним из ярких выразителей этой тенденции. В его понимании идеальная эстетика — это эстетика строгих геометрических форм. В СССР в 20-е годы XX века главенствующие стили - конструктивизм и рационализм (весьма родственные, но тем не менее, имеющие ряд характерных отличий).

Проявления тоталитарной эстетики

Графика

Графика и в особенности искусство плаката широко используются в пропаганде при тоталитарных режимах.

Кинематограф

Кинематограф в значительной степени подвергся влиянию тоталитарной эстетики. Яркими представителями в этой области стали Лени Рифеншталь и Сергей Эйзенштейн.

Архитектура и скульптура

Выразителями идей нацистской эстетики стали Альберт Шпеер в архитектуре и Арно Беккер в скульптуре. Среди советских архитекторов можно выделить Б.Иофана, Д. Чечулина, И.Голосова. С целом, в архитектуре тоталитаризма прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями. Существует даже термин - «сталинский классицизм» (иногда его называют «сталинским ампиром»).

Тоталитарная эстетика в XXI веке

В настоящее время массовая культура с элементами тоталитарной эстетики присутствует в КНДР, Китае и Туркменистане. Некоторые критики президента Венесулы Уго Чавеса также указывают на типичные черты соцреализма в его официальной пропаганде.

Кроме того, определённые элементы, присущие тоталитарной эстетике, воспроизводятся в западной поп-культуре. В качестве примера можно привести видеоклип группы Pet Shop Boys на песню Go west. Подобные примеры характеризуются как китч.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home