Анаколуф

Анаколуф (от греч. ανάκολουθον «непоследовательный, неподходящий») — литературный приём, состоящий в нарочитом нарушении синтаксических правил, в результате чего слова в предложении оказываются неверно согласованы.

Анаколуф чаще всего используется для речевой характеристики персонажа, не слишком хорошо владеющего языком (иностранца, ребёнка, просто человека малокультурного): «Мне совестно, как честный офицер» (Грибоедов, «Горе от ума», реплика Скалозуба; грамматически правильно было бы «Мне совестно как честному офицеру»). Однако грамматическая неправильность, привлекая к себе внимание, способна придавать речи более экспрессивный характер, и поэтому к анаколуфу писатели разных эпох и направлений прибегают и в авторской речи для создания эмоционального акцента: «Чувствуемый оттуда запах махорки и какими-то прокислыми щами делал почти невыносимым жизнь в этом месте» (Писемский, «Старческий грех», 1860); «То, которое бык на Лесбосе вдруг увидев, взревел и, клубясь к ней с холма, ткнулся рогом, войдя ей под мышку» (Сергей Соловьёв, «Аморт», 2004). Особенно характерно использование анаколуфа авторами XX века, воссоздающими внутреннюю речь человека, не до конца оформленную языковыми нормами (так у Джеймса Джойса, Натали Саррот и др.).

Анаколуф по природе носит выделительный характер и играет свою роль на фоне грамматически правильной речи. В литературном тексте, построенном на систематическом нарушении синтаксических правил, мы имеем дело уже не с анаколуфом, а с синтаксической заумью.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home