Фигаро

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Фигаро́ — герой трёх пьес Бомарше, двойник самого драматурга.

Тип ловкого, остроумного, в своём роде талантливого и несколько плутоватого «человека на все руки» неоднократно изображался и раньше Бомарше.

К числу «предков Ф.» могут быть отнесены, например, те хитрые, превосходящие смышлёностью своих господ слуги, которые выступали в иных комедиях и фарсах средних веков и Возрождения, наряду с Мольеровским Сганарелем и сходными персонажами французских комедий XVIII века.

С другой стороны, Ф. некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев «Пантагрюэля» Рабле, или Жиль-Блаза, который в изображении Лесажа является человеком многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью. Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остается, тем не менее, несомненной. На протяжении трилогии Бомарше образ Ф. подвергается некоторым изменениям.

В «Севильском цирюльнике» это прежде всего весёлый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но ещё не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений.

В «Женитьбе Ф.», особенно в известном монологе пятого акта, Ф. выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г. В третьей части трилогии («Виновная мать») постаревший и поломанный жизнью Ф. является как бы тенью прежнего Ф.; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками да и то лишь в интересах своих господ.

После Бомарше образ Ф. неоднократно привлекал внимание драматургов; Сарду, например, написал пьесу «Les premières armes de F.».

Ср.

  • Marc Monnier, «Les aneux de F.» (Пар., 1868);
  • Pierre Toldo, «F. et ses origines» (Милан, 1893);
  • Ив. Иванов, «Политическая роль французского театра» (М., 1895).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home