Самарский троллейбус

Самарский троллейбус (до 1991 года Куйбышевский троллейбус) был запущен в эксплуатацию 6 ноября 1942 года. Решение о строительстве первой линии «Ж/д вокзал — площадь Революции» протяженностью 6,5 км было принято 27 июня 1942 г. Куйбышевским горсоветом. Движение открывали троллейбусы ЯТБ-2, эвакуированные в 1941 году из Москвы.

В 2006 году в Самаре действует 18 троллейбусных маршрутов. Перевозки осуществляются 252 пассажирскими троллейбусами, большую часть из которых составляют машины ЗиУ-682 производства Завода им. Урицкого (г. Энгельс Саратовской области). Кроме того, имеются троллейбусы АКСМ-101А производства ПО "Белкоммунмаш" (г. Минск, Белоруссия), СЗТМ ЗиУ-682 производства Самарского завода транспортного машиностроения, БТЗ-5276 производства Башкирского троллейбусного завода (г. Уфа), а также ВЗТМ ЗиУ-682 производства Волгоградского завода.

В городе работают три депо: №1, №2 и №3. В 1970 году путем объединения первого и второго депо было создано Объединенное троллейбусное депо. Депо №1 стало первым отделением ОТД, а депо №2 - вторым отделением.

Троллейбусная сеть имеет значительное развитие в районах с наибольшим пассажиропотоком, поэтому троллейбус является важным для города видом транспорта.

Содержание

Хронология

  • Октябрь 1941 г. - в Куйбышеве, на стадионе «Локомотив» организована так называемая эвакобаза. Из Москвы в Куйбышев было эвакуировано в общей сложности 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4, а также поезда метрополитена.
  • 27 июня 1942 г. - по решению Куйбышевского горсовета началось строительство первой очереди троллейбуса по маршруту от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до Площади Революции протяженностью 6,5 км. Завершение работ намечалось приурочить к 25-й годовщине Октябрьской революции.
  • Октябрь 1942 г. - из 10 старых изношенных троллейбусов ЯТБ-2, выделенных городу с эвакобазы, своими силами укомплектованы 5 пассажирских машин, и одна машина превращена в техпомощь с вышкой. Остальные троллейбусы с эвакобазы позднее были частично возвращены в Москву, частично переданы в другие города. На привокзальной площади была установлена списанная неходовая машина, в которой была устроена диспетчерская, а у входа на пешеходный мост была вырыта смотровая яма. В барачном помещении стадиона «Локомотив» была выделена комната, в которой разместилась троллейбусная служба и где инженер московского троллейбуса А. Хмелев и московские водители проводили занятия с будущими водителями куйбышевского троллейбуса. Практику вождения они проходили в Москве.
  • 3 ноября 1942 г. - завершен монтаж контактной сети. Из-за катастрофической нехватки материалов линия была сделана однопутной, с разворотными кругами на концах. Вместо металлических опор контактной сети были установлены сдвоенные деревянные. Для растяжек, вместо стального троса и семафорной проволоки, была использована железная проволока. Арматуру изготовили Завод им. Масленникова и Вагоноремонтные мастерские трамвайного парка. Питание линии осуществлялось от трамвайной тяговой подстанции.
  • 6 ноября 1942 г. - после краткого митинга была перерезана красная лента, в 10 часов 21 минуту в сеть подали напряжение, и троллейбус отправился в первый рейс. В салоне ехали члены приемочной комиссии, а также строители, монтажники, электрики. Рейс до Площади Революции занял 30 минут. Через 2 часа троллейбус уже принял первых пассажиров. Регулярное движение по однопутной линии осуществлялось всего шесть дней – с 11 по 16 ноября. С 16 ноября по 3 декабря троллейбус не работал – производился монтаж второй ветки троллейбусной контактной сети.
  • 4 декабря 1942 г. - началась постоянная эксплуатация троллейбуса. По двухпутной линии курсировали 4 машины ЯТБ-2 с интервалами 10-12 минут. Длительность рейса в одну сторону уменьшилась до 18-20 минут. Так как депо еще не было, все машины на ночь оставались стоять на трассе линии в районе вокзала.
  • Декабрь 1945 г. - в здании напротив стадиона «Динамо» (на углу ул. Л. Толстого и ул. Братьев Коростелевых) выделено временное помещение для гаража. В здании был пробит проем и сделаны двустворчатые ворота. Внутри была вырыта яма, стены и пол которой укрепили старыми шпалами. Ночная стоянка троллейбусов также была перенесена – теперь машины стояли вдоль ул. Льва Толстого.
  • 28 января 1948 г. - на линию вышли первые два троллейбуса модели МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82. Позднее троллейбусы этой модели стали поступать с Завода им. Урицкого.
  • 1950 г. - начато строительство первого троллейбусного депо в квартале улиц Буянова, Маяковского, Мичурина, Чкалова.
  • Май 1955 г. - составлен проект строительства новой троллейбусной линии длиной около 20 км из города в Кировский район, а также развитие троллейбусной сети внутри района. Строительство первой линии этого проекта началось в июле 1955 г.
  • 5 ноября 1956 г. - открыто первое троллейбусное депо (ныне - отделение № 1 Объединенного троллейбусного депо) на 50 машин.
  • 6 ноября 1959 г. - сдана в эксплуатацию первая очередь Троллейбусного депо №2 на 50 машин в Советском районе, рядом с Кировским трамвайным депо. Кроме того, открыта троллейбусная линия длиной 8,6 км в Куйбышевском районе – от Кинотеатра «Прогресс» (ныне - конечная станция "Хлебозавод №3") до поселка Нефтяников (116-й км). По линии запущен маршрут №6 «Площадь Революции – ул. Грозненская».
  • 1961 г. - с Завода им. Урицкого в город начали поступать троллейбусы новой модели ЗиУ-5.
  • 1970 г. - Троллейбусные депо №1 и №2 стали соответственно 1-м и 2-м отделениями Объединенного троллейбусного депо.
  • Сентябрь 1972 г. - с Завода им. Урицкого в Депо №1 поступили первые два троллейбуса новой трехдверной модели ЗиУ-682.
  • 17 мая 1978 г. - сдано в эксплуатацию Троллейбусное депо № 3 на 150 машин в 11-м микрорайоне на ул. Фадеева.
  • Декабрь 1986 г. - началась эксплуатация первого троллейбусного поезда из двух машин ЗиУ-682, работающих по системе многих единиц, на маршруте №2 в часы «пик».
  • Апрель 1991 г. - в Депо №3 поступил первый сочлененный троллейбус ЗиУ-683Б00 с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ). После обкатки машина, получившая бортовой номер 3143, стала работать на 17-м маршруте. Позже было получено еще две таких машины, а в 1992 г. - еще две, но уже с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ).
  • Октябрь 1991 г. - первый троллейбус производства Самарского завода транспортного машиностроения (СЗТМ) – «Самара» – передан для эксплуатации во 2-е депо.
  • Август 1995 г. - в Троллейбусном депо №3 (а позднее и в 1-м отделении Объединенного депо) началось освоение своими силами капитально-восстановительного ремонта (КВР) отслуживших свой срок троллейбусов.
  • Июль 1997 г. - на линию вышли два новых троллейбуса АКСМ-101А производства Минского завода «Белкоммунмаш». Они поступили в 1-е отделение Объединенного депо и получили номера 896 и 897.
  • 2001 г. - расформирован последний троллейбусный поезд.
  • Ноябрь 2003 г. - освоен капитальный ремонт троллейбусов с заменой кузова. Первые два кузова модели БТЗ-5276.04 производства ОАО «Башкирский троллейбусный завод» получили машины 824 в Объединенном депо и 3178 в Депо №3. У новых машин часть тягового электрооборудования вынесена на крышу, что повышает надежность его работы и безопасность для пассажиров.

Маршруты

  • 2 Железнодорожный вокзал — Площадь им. Кирова
  • 3 Губернский рынок — Речной вокзал
  • 4 Металлург — Железнодорожный вокзал
  • Металлург — Поляна им. Фрунзе (только в часы "пик" по рабочим дням)
  • 5 Хлебозавод № 3 — Губернский рынок (только в часы "пик" по рабочим дням)
  • 6 Площадь Революции — ул. Грозненская
  • 7 Металлург — Стахановская (только по рабочим дням)
  • 8 Поляна им. Фрунзе — Завод «Экран»
  • 8 Поляна им. Фрунзе — Стахановская (только по выходным дням, часть рейсов)
  • 10 Завод им. Фрунзе — Завод кабелей связи
  • 11 Губернский рынок — Октябрьская набережная
  • 12 Завод «Экран» — Губернский рынок
  • 13 Завод «Экран» — Кинотеатр «Шипка»
  • 15 Металлург — ул. Советской Армии
  • 16 ул. Советской Армии — Речной вокзал
  • 17 15-й микрорайон — Железнодорожный вокзал
  • 18 15-й микрорайон — Завод «Экран» (только в часы "пик" по рабочим дням)
  • 19 Поляна им. Фрунзе — Фабрика кухня

Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2006 года в Самаре имеется 260 троллейбусов. Их них 252 пассажирских и 8 служебных. В эксплуатации находятся троллейбусы следующих моделей: ЗиУ-682В, ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г0Р, ЗиУ-682Г0М, сочлененные ЗиУ-683Б00 и ЗиУ-683В01, а также СЗТМ ЗиУ-682, АКСМ-101А, БТЗ-5276.04, ВЗТМ ЗиУ-682 и грузовые троллейбусы КТГ-1 и КТГ-2. В 1-м отделении Объединенного депо и в Депо №3 налажен капитальный ремонт троллейбусов.

Троллейбусы Объединенного депо имеют сине-белую стандартную окраску, троллейбусы Депо №3 - красно-белую. Исключение составляют отностительно новые троллейбусы, имеющие заводскую окраску, либо специально окрашенные по заводской схеме.

С 1986 по 2001 гг. в Самаре эксплуатировались троллейбусные поезда - сцепки из двух троллейбусов ЗиУ-682, работающих по системе многих единиц (СМЕ). В разное время в городе также работали троллейбусы ЯТБ-1, ЯТБ-2, МТБ-82, МТБ-82Д, ЗиУ-5.

Троллейбусные депо

  • Объединенное троллейбусное депо, отделение № 1

(До 1970 г. — Троллейбусное депо № 1)

Введено в эксплуатацию в 1956 г. Расширено в 1964 г.

Обслуживает троллейбусные маршруты: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 16, 17

Подвижной состав: ЗиУ-682, СЗТМ ЗиУ-682, АКСМ-101А, БТЗ-5276.04, ВЗТМ ЗиУ-682

Нумерация троллейбусов - трехзначная, вида 7хх и 8хх (исключение - троллейбус 14)

Адрес: 443030, г. Самара, ул. Чкалова, 91

В депо производится капитальный ремонт троллейбусов.

  • Объединенное троллейбусное депо, отделение № 2

(До 1970 г. — Троллейбусное депо № 2)

Введено в эксплуатацию в 1959-1960 гг. Расширено в 1968 г.

Обслуживает троллейбусные маршруты: 4, 4к, 7, 8, 10, 15

Подвижной состав: ЗиУ-682, СЗТМ ЗиУ-682, БТЗ-5276.04

Нумерация троллейбусов - двухзначная (исключение - троллейбусы 632, 811, 817, 821, 840, 841, 844)

Адрес: 443083, г. Самара, ул. Физкультурная, 1А

  • Троллейбусное депо № 3

Введено в эксплуатацию в 1978 г.

Обслуживает троллейбусные маршруты: 12, 13, 17, 18, 19

Подвижной состав: ЗиУ-682, ЗиУ-683, СЗТМ ЗиУ-682, БТЗ-5276.04, ВЗТМ ЗиУ-682

Нумерация троллейбусов - четырехзначная, вида 30хх, 31хх, 32хх

Адрес: 443111, г. Самара, ул. Фадеева, 38

В депо производится капитальный ремонт троллейбусов.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home