Ноль, Герман

Герман Ноль
de: Hermann Nohl
Дата рождения: 7 октября 1879
Место рождения: Берлин, Германия
Дата смерти: 26 сентября 1960
Место смерти: Геттинген, Германия

Герман Ноль (Hermann Nohl) (7 октября 1879, Берлин26 сентября 1960, Гёттинген), немецкий философ и теоретик педагогики.

Биография

Учился в Берлинском университете, в частности у Ф. Паулесена и В. Дильтея. Преподавал в Йенском университете (с 1908). В 1920—37 и 1945—19 профессор Гёттингенского университета. Наряду с Э. Шпрангером и Т. Литтом ведущий представитель т.н. университетской педагогики. Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике (кн. «Педагогическое движение в Германии и его теория», «Die Pädagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie», в кн. «Handbuch der Pädagogik», Bd l, 1933, 1977) .

Научные взгляды

Разделял идеи «философии жизни» Дильтея, стремился перенести их в педагогику, трактуя её как науку о развитии человеческого духа. Философия и эстетика служили для Hоля предпосылками развития педагогической теории и осмысления педагогической деятельности. Hоль выступал вместе с тем за «автономию педагогики». С позиций феноменологии Hоль обосновывал педагогический процесс, педагогическое общение как средство познания ребенка, привлекая внимание к воспитательным проблемам. Признавая необходимость систематизации философский, психологических, социологических и других знаний о человеке, Hоль подчёркивал важность развития собственно педагогического учения о человеке. Эти позиции отражены в «Педагогической энциклопедии» («Handbuch der Pädagogik») в 5 тт, изданной совместно с Л. Паллатом в 1928—33. Решающим считал биологическую природу человека, т.н. жизненный слой личности, в которойм видел основу всех её душевных свойств. Задачу педагогики он усматривал в определении возможностей и степени вмешательства с целью внесения коррективов для ликвидации отклонений от предопределенных свыше «ритма жизни», характера человека и т. д. Образование понимал как «преобразование объективного содержания культуры в субъективное восприятие посредством стихийной духовной деятельности педагога». Большое значение придавал жизненному опыту ребенка и считал главным для воспитателя умение его анализировать Сила человека, по Нолю, в богатстве жизненного опыта, который должен быть в школе упорядочен, систематизирован, понятийно расчленен. К решению этих задач сводится проблема обучения. Концепции Ноля оказали большое влияние на развитие педагогики в Германии.

Сочинения

  • Charakter und Schicksal, Fr /M, 1949.
  • Die sittlichen Grunderfahrungen, Fr /M, 1949.
  • Erziehersgestalten, Gott, 1958.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home