Навахо (язык)

Навахо
Самоназвание: Diné bizaad
Страны: США
Регионы: Аризона, Нью-Мексико, Юта, Колорадо
Общее число носителей: 178 000
Классификация (?)
Категория: Языки Северной Америки
Семья на-дене
Атабаскская ветвь
Южноатабаскская группа
Письмо: латиница
Языковые коды
ISO 639-1: nv
ISO 639-2: nav
ISO/DIS 639-3: nav
См. также: Проект:Лингвистика

На́вахо — атабаскский язык, на котором говорят индейцы народа навахо, проживающие на юго-западе США.

Иногда утверждается, что навахо — единственный язык туземного населения Америки к северу от американо-мексиканской границы, на котором говорит более 100 000 человек, причём это число сейчас растёт[Источник?]. Во время Второй мировой войны навахо стал основой для одного из военных кодов.

Содержание

Фонология

Гласные

В навахо четыре гласных: a, e, i и o. Каждый из них может быть долгим (обозначается удвоением) и назализованным (обозначается знаком наподобие огонека, например ą, ęę).

Кроме того, в навахо четыре тона:

  • высокий (áá)
  • низкий (aa)
  • восходящий ()
  • нисходящий (áa)

Согласные

Ниже перечислены согласные навахо в орфографической записи и транскрипции МФА:

  Билабиальные Альвеолярные Палатальные Велярные Глоттальные
центральные латеральные простые губные
Взрывные unaspirated   b  [p]   d  [t]       g  [k]    
Придыхательные     t  [tʰ]       k  [kʰ]    
Глоттализованные     t'  [t’]       k'  [k’]     '  [ʔ]
Аффрикаты Непридыхательные     dz  [ʦ]   dl  [tɬ]   j  [ʧ]      
Придыхательные     ts  [ʦʰ]    [tɬʰ]   ch  [ʧʰ]      
Глоттализованные     ts'  [ʦ’]   tł'  [tɬ’]   ch'  [ʧ’]      
Фрикативные Глухие     s  [s]   ł  [ɬ]   sh  [ʃ]   h  [x]   hw  [xʷ]   h  [h]
Звонкие     z  [z]   l  [l]   zh  [ʒ]   gh  [ɣ]   ghw  [ɣʷ]  
Носовые     m  [m]   n  [n]          
Глайды         y  [j]     w  [w]  

Звонкий латеральный l реализуется как аппроксимант, а ł — как фрикативный. Такая корреляция является обычной в языках мира (ср. в валлийском), поскольку истинный глухой [l̥] обычно плохо различим, однако на фоне других южных атапаскских языков это выглядит скорее необычно. Согласный hпроизносится как [x] в начале основы и как [h] в начале суффикса или в неначальной позиции в основе.

Как и во многих других языках северо-запада Америки, в навахо сравнительно мало губных согласных.

Слоговая структура


Морфонология

В языке навахи существует так называемая гармония согласных: в рамках одного слова могут встречаться либо только шипящие, либо только свистящие.


Грамматика

С типологической навахо является агглютинативным полисинтетическимязыком с вершинным маркированием. При этом в навахо достаточно высокая степень фузии, особенно фонологической. Преобладающий порядок слова в навахо — SOV, но при этом язык в основном префиксальный, что типологически неожиданно.

Большую роль в навахо играет глагол — имена несут сравнительно немного грамматической информации. Кроме того, в навахо существует множество модификаторов типа местоимений, клитик, указательных элементов, числительных, послелогов, наречий и союзов. В грамматики Г. Хойера все эти элементы называются частицами. В навахо нет прилагательных как особой части речи — вместо них используются глаголы.

Существительные

Большинство существительных не имеют различающихся форм числа; нет в навахо и склонения. Часто полные именные группы в предложении не нужны, так как глагол содержит достаточно информации.

Глаголы

Глагольные формы в навахо, напротив, веьсма сложны и несут богатую лексическую и грамматическую информацию. Многие понятия выражаются номинализациями и глагольными перифразами, например Hoozdo 'Финикс' (дословно 'здесь жарко') and ch'é'étiin 'дверной проём' (дословно 'здесь есть горизонтальная дорога наружу'). Ср. также номинализации:ná'oolkiłí 'часы' ('то, что межденнл движется по кругу') и chidí naa’na'í bee’eldǫǫhtsoh bikáá' dah naaznilígíí 'танк' ('машина, на которой сидят сверху и которая ползает с большой взрывающейся вещью сверху').

Глагольные формы состоят из основы, к которой прибавляются различные словообразовательные и словоизменительные префиксы. В каждом глаголе должен быть хотя бы один префикс. Порядок префиксов жёстко фиксирован.

Сама основа, в свою очередь, основа состоит из корня и суффикса (часто плохо различимого в поверхностной форме из-за фузии). К этой основе (stem) прибавляются префиксы так называемых классификаторов, которые зависят от типа аргумента (эта система похожа на системы у[именной класс|именных классов]] в африканских или дагестанских языках). Основа с этим префиксами называется «темой» (theme). Тема сочетается с деривационными префиксами, фомируя «базу» (base), к которой, в свою очередь прибавляются словоизменительные («парадигматические») префиксы.

Структура глагольной словоформы

Порядок префиксов в словоформе зависит от класса префикса; для словоформы существует своего рода шаблон. В таблице приведена одна из недавних версий такого шаблона для навахо [1], хотя сама идея о подобном устройстве словофрмы восходит ещё к Эдварду Сепиру. Конечно, не в каждой словоформе встречаются все эти префиксы.

Глагольная словоформа состоит из трёх частей:

дизъюнктные префиксы конъюнктные префиксы основа

Эти части, в свою очередь, разделяются на 11 позиций.

дизъюнктные префиксы конъюнктные префиксы основа
0 1a 1b 2 3 4 5 6 7 8 9 10
объект послелога послелог «тематическое» наречие итератив множественное число прямое дополнение дейктический элемент «тематическое» наречие способ действия и вид подлежащее классификатор основа

При этом иногда некоторые сочетания префиксов подвергаются перестановке, нарушая указанный выше порядок. Так, префикс a- (объект 3-го лица) обычно идёт до префикса di-, ср.

adisbąąs 'Я начинаю вести колёсную повозку' [ < 'a- + di- + sh- + ł + -bąąs].

Тем не менее если в одной слоформе с a- встречаются префиксы di- и ni-, первый меняется местами со вторым, что приводит к порядку di--a--ni-, ср.:

di’nisbąąs 'Я веду повозку (во что-то) и застреваю' [ < di-'a-ni-sh-ł-bąąs < 'a- + di- + ni- + sh- + ł + -bąąs]

но не

  • adinisbąąs ('a-di-ni-sh-ł-bąąs')

Словоизменение


Глаголы с классификаторами

Многие глагольные основы в навахо (и других атабаскских языках) имеют специальные формы, различающиеся в зависимости от формы или других характеристика объекта. Такие основы называют глаголами с классификаторами (classificatory verbs). Обычно у каждого классификатора есть ярлык-аббревиатура. Существует 11 первичных классов глаголов «трогания» (handling). Они перечислены ниже (в форме перфектива)

Классификатор + основа   Ярлык   Описание Примеры
-'ą́ SRO Твёрдый округлый предмет бутылка, мяч, ботинок, коробка
-yį́ LPB Ноша, мешок, связка Рюкзак, узелок, мешок, седло
-ł-jool NCM Некомпактное вещество Пучок волос или травы, облако, туман
-lá SFO Тонкий гибкий предмет Верёвка, варжеки, ножки, горка жареных луковиц
-tą́ SSO Тонкий твёрдый предмет Стрела, браслет, сковорода, пила
-ł-tsooz FFO Плоский гибкий предмет Коврик, плащ, мешок с зеленью
-tłéé' MM Мягкое вещество Мороженое, грязь, упавший пьяный
-nil PLO1 Множественные предметы (1) Яйца, мячи, животные, монеты
-jaa' PLO2 Множественные предметы (2) Шарики, зёрна, сахар, насекомые
-ką́ OC Открытый сосуд Стакан молока, ложка еды, горстка муки
-ł-tį́ ANO Одушевлённый предмет Микроб, человек, труп, кукла

Таким образом, в навахо нет, скажем, глагола «давать». Чтобы сказать «дай мне сена» нужно использовать основы с классификатором NCM: níłjool. Напротив, «дай мне сигарету» будет переводиться другим глаголом: nítįįh.

Первичные глаголы с классификаторами также различают несколько способов обращения с объектом. По этому признаку они делятся на три класса:

  • «трогание» (handling), например «нести», «опускать», «брать»
  • «приведение в движение» (propelling), например «подбросить», «уронить», «бросить»
  • «свободный полёт» (free' flight), например «падать» или «лететь».

Так, например, если взять класс SRO, есть три разных глагола

  • -'ą́  трогать (нечто круглое)
  • -ne  бросить (нечто круглое)
  • -l-ts’id  (нечто круглое) движется само.

Чередование yi-/bi- (одушевлённость)

Как и в большинстве атабаскских языков, одушевлённость играет важную роль в грамматике навахо: многие глаголы имеют различающиеся формы в зависимости от одушевлённости его аргументов. В навахо можно выделить следующую иерархию одушевлённости:

Человек → Ребёнок/Большое животное → Животное средних размеров → Маленькое животное → Сила природы → Абстракция

Обычно наиболее одушевлённое имя идёт в предложении первым. Если оба имени занимают одинаковое место в этйо иерархии, оба могут занимать и первое место в предложении.

Современное положение

На языке навахо до сих пор говорят многие представителе народа навахо всех возрастов. Многие родители передают навахо детям как родной язык: среди индейских племён Северной Америки это сейчас редкость. Тем не менее язык всё же находится под угрозой, особенно в городских районах вне резерваций, поскольку сё больше молодых навахо переходят на английский язык. Даже в резервациях, по данным переписей, доля индейцев 5017 лет, не владеющих навахо, с 1980 по 1990 год выросла с 12 % до 28 %. В 2000 году эта цифра достигла 43 %[Источник?].

Образец текста

Фольклорный рассказ из [Young & Morgan 1987]

Навахо:

Ashiiké t'óó diigis léi' tółikaní ła' ádiilnííł dóó nihaa nahidoonih níigo yee hodeez'ą́ jiní. Áko t'áá ał'ąą ch’il na’atł'o’ii k’iidiilá dóó hááhgóóshį́į́ yinaalnishgo t'áá áłah ch’il na’atł'o’ii néineest'ą́ jiní. Áádóó tółikaní áyiilaago t'áá bíhígíí t'áá ał'ąą tł'ízíkágí yii' haidééłbįįd jiní. "Háadida díí tółikaní yígíí doo ła' aha’diidził da, " níigo aha'deet'ą́ jiní'. Áádóó baa nahidoonih biniiyé kintahgóó dah yidiiłjid jiní

Примерный перевод:

Несколько безумных мальчиков решили сделать вина на продажи, так что каждый высадил лозу, и после тяжёлой работы они довели её до зрелости. Затем, сделав вино. они перелила его в мехи. Они согласились, что никогда не дадут друг другу ни глотка из них и, взвалив мехи на спины, пошли в город.

Ссылки

Википедия содержит раздел
на языке навахо
nv:Íiyisíí_Naaltsoos

Литература

Учебные пособия

  • Blair, Robert W.; Simmons, Leon; & Witherspoon, Gary. (1969). Navaho Basic Course. BYU Printing Services.
  • Goossen, Irvy W. (1967). Navajo made easier: A course in conversational Navajo. Flagstaff, AZ: Northland Press.
  • Goossen, Irvy W. (1995). Diné bizaad: Speak, read, write Navajo. Flagstaff, AZ: Salina Bookshelf. ISBN 0-9644-1891-6
  • Goossen, Irvy W. (1997). Diné bizaad: Sprechen, Lesen und Schreiben Sie Navajo. Loder, P. B. (transl.). Flagstaff, AZ: Salina Bookshelf.
  • Haile, Berard. (1941—1948). Learning Navaho, (Vols. 1-4). St. Michaels, AZ: St. Michael’s Mission.
  • Platero, Paul R. (1986). Diné bizaad bee naadzo: A conversational Navajo text for secondary schools, colleges and adults. Farmington, NM: Navajo Preparatory School.
  • Platero, Paul R.; Legah, Lorene; & Platero, Linda S. (1985). Diné bizaad bee na’adzo: A Navajo language literacy and grammar text. Farmington, NM: Navajo Language Institute.
  • Tapahonso, Luci, & Schick, Eleanor. (1995). Navajo ABC: A Diné alphabet book. New York: Macmillan Books for Young Readers. ISBN 0-6898-0316-8
  • Witherspoon, Gary. (1985). Diné Bizaad Bóhoo’aah for secondary schools, colleges, and adults. Farmington, NM: Navajo Language Institute.
  • Witherspoon, Gary. (1986). Diné Bizaad Bóhoo’aah I: A conversational Navajo text for secondary schools, colleges and adults. Farmington, NM: Navajo Language Institute.
  • Wilson, Alan. (1969). Breakthrough Navajo: An introductory course. Gallup, NM: The University of New Mexico, Gallup Branch.
  • Wilson, Alan. (1970). Laughter, the Navajo way. Gallup, NM: The University of New Mexico at Gallup.
  • Wilson, Alan. (1978). Speak Navajo: An intermediate text in communication. Gallup, NM: University of New Mexico, Gallup Branch.
  • Wilson, Garth A. (1995). Conversational Navajo workbook: An introductory course for non-native speakers. Blanding, UT: Conversational Navajo Publications. ISBN 0-9387-1754-5.

Исследования и справочная литература

  • Akmajian, Adrian; & Anderson, Stephen. (1970). On the use of the fourth person in Navajo, or Navajo made harder. International Journal of American Linguistics, 36 (1), 1-8.
  • Creamer, Mary Helen. (1974). Ranking in Navajo nouns. Navajo Language Review, 1, 29-38.
  • Faltz, Leonard M. (1998). The Navajo verb: A grammar for students and scholars. Albuquerque, NM: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-1901-7 (hb), ISBN 0-8263-1902-5 (pbk)
  • Frishberg, Nancy. (1972). Navajo object markers and the great chain of being. In J. Kimball (Ed.), Syntax and semantics (Vol. 1, p. 259—266). New York: Seminar Press.
  • Grimes, Barbara F. (Ed.). (2000). Ethnologue: Languages of the world, (14th ed.). Dallas, TX: SIL International. ISBN 1-5567-1106-9. (Онлайн-версия: [1])
  • Hale, Kenneth L. (1973). A note on subject-object inversion in Navajo. In B. B. Kachru, R. B. Lees, Y. Malkiel, A. Pietrangeli, & S. Saporta (Eds.), Issues in linguistics: Papers in honor of Henry and Renée Kahane (p. 300—309). Urbana: University of Illinois Press.
  • Hoijer, Harry. (1945). Navaho phonology. University of New Mexico publications in anthropology, (No. 1).
  • Hoijer, Harry. (1945). Classificatory verb stems in the Apachean languages. International Journal of American Linguistics, 11 (1), 13-23.
  • Hoijer, Harry. (1945). The Apachean verb, part I: Verb structure and pronominal prefixes. International Journal of American Linguistics, 11 (4), 193—203.
  • Hoijer, Harry. (1946). The Apachean verb, part II: The prefixes for mode and tense. International Journal of American Linguistics, 12 (1), 1-13.
  • Hoijer, Harry. (1946). The Apachean verb, part III: The classifiers. International Journal of American Linguistics, 12 (2), 51-59.
  • Hoijer, Harry. (1948). The Apachean verb, part IV: Major form classes. International Journal of American Linguistics, 14 (4), 247—259.
  • Hoijer, Harry. (1949). The Apachean verb, part V: The theme and prefix complex. International Journal of American Linguistics, 15 (1), 12-22.
  • Hoijer, Harry. (1970). A Navajo lexicon. University of California Publications in Linguistics (No. 78). Berkeley: University of California Press.
  • Kari, James. (1975). The disjunct boundary in the Navajo and Tanaina verb prefix complexes. International Journal of American Linguistics, 41, 330—345.
  • Kari, James. (1976). Navajo verb prefix phonology. Garland Publishing Co.
  • McDonough, Joyce. (2003). The Navajo sound system. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. ISBN 1-4020-1351-5 (hb); ISBN 1-4020-1352-3 (pbk)
  • Reichard, Gladys A. (1951). Navaho grammar. Publications of the American Ethnological Society (Vol. 21). New York: J. J. Augustin.
  • Sapir, Edward. (1932). Two Navaho puns. Language, 8 (3) , 217—220.
  • Sapir, Edward, & Hoijer, Harry. (1942). Navaho texts. William Dwight Whitney series, Linguistic Society of America.
  • Sapir, Edward, & Hoijer, Harry. (1967). Phonology and morphology of the Navaho language. Berkeley: University of California Press.
  • Speas, Margaret. (1990). Phrase structure in natural language. Kluwer Academic Publishers. ISBN 0-7923-0755-0
  • Wall, C. Leon, & Morgan, William. (1994). Navajo-English dictionary. New York: Hippocrene Books. ISBN 0-7818-0247-4. (Originally published [1958] by U.S. Dept. of the Interior, Branch of Education, Bureau of Indian Affairs).
  • Webster, Anthony. (2004). Coyote Poems: Navajo Poetry, Intertextuality, and Language Choice. American Indian Culture and Research Journal, 28, 69-91.
  • Witherspoon, Gary. (1971). Navajo categories of objects at rest. American Anthropologist, 73, 110—127.
  • Witherspoon, Gary. (1977). Language and art in the Navajo universe. Ann Arbor: University of Michigan Press. ISBN 0-4720-8966-8; ISBN 0-4720-8965-X
  • Yazzie, Sheldon A. (2005). Navajo for Beginners and Elementary Students. Chapel Hill: The University of North Carolina at Chapel Hill Press.
  • Young, Robert W. (2000). The Navajo verb system: An overview. Albuquerque: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-2172-0 (hb); ISBN 0-8263-2176-3 (pbk)
  • Young, Robert W., & Morgan, William, Sr. (1987). The Navajo language: A grammar and colloquial dictionary (rev. ed.). Albuquerque: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-1014-1
  • Young, Robert W.; Morgan, William; & Midgette, Sally. (1992). Analytical lexicon of Navajo. Albuquerque: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-1356-6; ISBN 0-8253-1356-6
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home