Пуччини, Джакомо

Джа́комо Анто́нио Домени́ко Мике́ле Секо́ндо Мари́а Пуччи́ни (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка — 29 ноября 1924 Брюссель) — великий итальянский оперный композитор, признаваемый лучшим из так называемых «веристов».

Содержание

Биография

Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье. По смерти отца, пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде, который считал его плохим, недисциплинированным учеником. В последствии, пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди Аида в Пизе.

В течении четырех лет Пуччини занимался в Миланской Консерватории. В 1882-м году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера Le Villi поставлена была в 1884-м году в Teatro dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главу влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал Эдгар.

Третья его опера, Манон Леско, законченная в 1893-м году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере в почти полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Следующая опера Пуччини, Богема (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. Одновременно оперу с тем же названием и по тому же роману писал Ружеро Леонкавалло, в следствии чего между двумя композиторами возник конфликт, и они перестали общаться.

За «Богемой» последовала Тоска, премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900-м году. Под давлением со стороны примадонны Ла Скала Дарклэ, исполнявшей главную роль в этой опере и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Visi d’arte». Также, он позволил Дарклэ, блондинке, не надевать парик (в тексте либретто Тоска — брюнетка).

Чио-чио-сан («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Давида Беласко поставлена была в1904-м году и в последствии подверглась измениям.

После этого новые оперы стали появляться реже. В 1903-м году Пуччини, заядлый автомобилист, попал в аварию. В 1909-м году разразился скандал, связанный с тем, что страдающая припадками ревности жена композитора Эльвира обвинила домработницу Дорию Манфреди в любовной связи с Пуччини, после чего домработница покончила с собой. (Была ли связь на самом деле — неизвестно). Родственники Манфреди предъявили иск, и Пуччини заплатил назначенную судом сумму. В 1912-м году умер издатель Пуччини, Джулио Рикорди, сыгравший огромную роль в продвижении композитора к известности.

Тем не менее, в 1910-м году, Пуччини заканчивает оперу Девушка с Запада, о которой впоследствии говорит, как о самом сильном своем опусе. Попытка написать оперетту (очевидно из-за неимоверной в то время популярности жанра, в котором тогда главенствовали Франц Легар и Имре Кальман окончилась неудачей. В 1917-м году Пуччини заканчивает переработку своей оперетты в оперу (Ласточка).

В 1918-м году состоялась премьера оперы Триптих. Эта вещь состоит из трех одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия, и фарс. Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи Сельская Честь, либо с оперой Леонкавалло Паяцы.

Умер Пуччини в 1924-м году из-за последствий операции горла, в брюссельской клинике. Последний акт его последней оперы (Турандот) остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижер, близкий друг композитора, Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижер обернулся к публике и сказал, «Здесь опера кончается, потому что в этот момент маэстро умер».

Стиль

Не склонный к музыкальному новаторству, Пуччини просто использовал нравящиеся ему приемы, изобретенные предшественниками и современниками (в частности, Верди, Вагнером, и веристами). Необыкновенно одаренный мелодически, он твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Благодаря мелодийному богатству своих произведений, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Вагнера, самыми часто исполняемыми операми в мире. Редкий оперный театр сегодня осмеливается составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно произведение этого композитора.

Последователи

Мелодическое влияние Пуччини было огромно. Пуччиниистами назвал его последователей Иван Соллертинский, отметив, что «самым ярым» представителем этого движения стал Кальман. К «пуччиниистам» также принадлежат Франц Легар и Исаак Дунаевский.

Отклики и мнения некоторых современников Пуччини

В 1912-м году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее. «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пицетти».

Другой критик, Карло Берсезио, так описал свои впечатления от премьеры «Богемы» (в «La gazetta») — «Богема не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать свое произведение ошибкой».

Издатель Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему — «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями».

Либреттист Иллика писал Пуччини, «Работать с вами, Джакомо — это как жить в аду. Сам Иов не вынес бы таких мучений».

В 2006-м году опера «старомодного мелодиста» «Богема» отметила свое столетие. Во второй половине двадцатого века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила.

Цитата, которую постарались забыть

Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Оперы

  • «Виллисы» (1884)
  • «Эдгар» (1889)
  • «Манон Леско» (по А. Ф. Прево, 1893)
  • «Богема» (по А. Мюрже, 1896)
  • «Тоска» (по В. Сарду, 1900)
  • «Мадам Баттерфляй» (по Д. Беласко, 1904; в России под названием «Чио-Чио-сан»)
  • «Девушка с Запада» (по Д. Беласко, 1910)
  • «Ласточка» (1917)
  • «Триптих» («Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки»; 1918)
  • «Турандот» (по К. Гоцци, завершена после его смерти Ф. Альфано).

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home