Воззвание

Воззва́ние — обращение к широким кругам населения, заключающее в себе призыв к действенному выступлению.

Являясь одним из средств, при помощи которых активное внимание масс направляется на тот или иной жгучий вопрос государственной, политической жизни, воззвание играет особенно заметную роль в периоды напряжённых политических событий, решительных сдвигов и т. п. Так воззваниями богата эпоха Великой французской революции, революции 1905, империалистической войны 1914, Октябрьской революции и т. п.

С теоретической точки зрения воззвание представляет одну из разновидностей ораторской речи, но особенности воззвания обусловлены тем, что:

  1. этот ораторски-риторический жанр строится с установкой не на устное произнесение, а на печатное (письменное) воспроизведение;
  2. воззвание должно «говорить» само за себя, должно (как плакат, особенно распространённый в те же эпохи, что и воззвания) «ударять» по читающему его, ибо оно обращается не к более или менее ограниченной аудитории, подобно ораторской речи, а к широкой массе, лишённой непосредственного воздействия на неё оратора.

Первая из отмеченных особенностей воззвания требует максимального переключения эмоциональности, пронизывающей вообще всякую ораторскую речь, из внесловесного плана (голосовые средства оратора, его жесты, мимика и т. п.) в словесный. Таким образом, если в ораторской речи должна с предельной ясностью ощущаться композиционная установка, то есть отчётливое использование всех приёмов расположения словесного материала для развития темы, то эта установка с тем большей чёткостью должна быть дана в воззвании. Отсюда повторение, — являющееся одним из главнейших композиционных и стилистических приёмов ораторской речи, так как благодаря ему тема речи все время остаётся на виду и поддерживается её эмоциональная напряжённость, — может считаться едва ли не основным (определительным) композиционно-стилистическим принципом воззвания.

Так как (в силу второй из указанных особенностей) воззвание должно отличаться особой ёмкостью и «броскостью», то возможность повторений и других приёмов ограничивается размерами воззвания. Ставя себе целью непосредственное воздействие, оно имеет обычно легко обозримые границы и отчётливое членение (отсюда важная роль в ней абзаца), что облегчает целостность его восприятия, а также и силу эмоционального упора. Вследствие этого зачин и концовка воззвания являются естественными его «вершинами», как бы перекликающимися друг с другом, из которых одна устанавливает обусловленность воззвания, а другая — тематическую его устремлённость. См. например воззвание к рабочим и красноармейцам Петрограда (во время наступления Юденича в 1919), подписанное В. И. Лениным, которое начинается словами: «Товарищи. Наступил решительный момент. Царские генералы ещё раз получили припасы…» и т. д., а кончается так: «…держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца. Победа недалека. Победа будет за нами».

К жанру воззвания близок «манифест» (политический, лит-ый и т. п.), который однако отличается от воззвания некоторыми особенностями стиля и композиции.


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home