Шахматы

Шахматы

Игроки по очереди двигают такие фигуры по доске.
Количество игроков 2
Диапазон возрастов 5+
Время установки Обычно 10—60 секунд
Длительность партии 1 минута—7 часов *
Сложность правил Высокая
Уровень стратегии Высокая
Влияние случайности Нет
Обязательные навыки Тактика, Стратегия
*Игры по переписке могут быть гораздо дольше.


Ша́хматы — настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Одна из древнейших игр на Земле, сохранившихся до нашего времени; долгое время считалась игрой королей и аристократов. Играется двумя игроками по определённым правилам. Ежегодно в мире проводятся тысячи различных соревнований по шахматам. Широко распространено мнение, что шахматы, как и другие настольные логические игры, способствуют развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления.

Содержание

История

В Википедии есть портал
«Шахматы»


Индийские истоки

Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Арабские преобразования

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника], а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.

Появление шахмат на Руси

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.

Проникновение в Европу

В VIIIIX веке, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзрой. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Христианская церковь против шахмат

С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором. Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет (возможно, формально он действителен до сих пор), но с XVIIXVIII века этот запрет фактически не действовал. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.

Развитие шахматной теории

К XVXVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Шахматные турниры

С XVI века начали появляться объединения любителей шахмат и проводиться более-менее массовые турниры. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярно, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность.

В турнирах XIX века начал применяться контроль времени, для чего сначала использовали обычные песочные часы. В 1883 году на турнире впервые использовали специальные шахматные часы, сконструированные английским любителем Вильсоном. Обычная норма времени — два с половиной часа на сорок ходов. Последний крупный шахматный турнир без контроля времени (точнее, контроль времени был, но за просрочку шахматисту не засчитывалось поражение) был проведён в 1906 году в Нюрнберге. Чтобы ограничить время обдумывания, организаторы турнира ввели оригинальное правило: штраф в 1 марку за каждую просроченную минуту. От применения этой меры на практике пришлось отказаться, поскольку к концу турнира некоторые игроки накопили такие долги, что их пришлось бы сажать в тюрьму. Впоследствии из шахмат контроль времени перешёл в большинство настольных игр, по которым проводятся официальные соревнования: шашки, рэндзю, го, синци, сёги и другие. С введением контроля времени в шахматах появилось понятие цейтнота — игры в условиях резко ограниченного времени. Появилась также ещё одна разновидность шахмат, — «блиц», — в которых время на обдумывание ограничивается несколькими минутами на партию.

В XIX веке начинают проводиться международные турниры. На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен, став, таким образом, первым (неофициальным, поскольку официального титула ещё не было) чемпионом мира. С 1886 года начало проводиться официальное мировое первенство по шахматам. Первым официальным чемпионом мира стал Вильгельм Стейниц, победив в матче Иоганна Цукерторта.

Некоторые даты из истории шахмат ([1])

  • 1173 год — Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию.
  • 1471 год — Первая работа, полностью посвященная шахматам того времени — Геттингенская рукопись.
  • 1490 год — Впервые использовано правило «взятия на проходе».
  • 1497 год — Книга Лусени — первая европейская работа по шахматным дебютам.
  • 1512 год — Первая шахматная книга в Италии, которую издал Дамиано.
  • 1550 год — В Италии создан первый шахматный клуб.
  • 1575 год — Первый шахматный турнир, который прошел при королевском дворе в Мадриде.
  • 1744 год — Первый сеанс игры вслепую против двух игроков (Филидор в Париже).
  • 1763 год — Появление музы шахмат Каиссы в поэме Уильяма Джонса.
  • 1769 год — Первый шахматный «автомат» — турок Кемпелена.
  • 1779 год — Первая шахматная статья в Америке: Бенджамин Франклин, «Моральные ценности шахмат».
  • 1791 год — В России издана первая шахматная книга.
  • 1795 год — Первый систематический трактат по шахматам на немецком. Автор — Альгаер.
  • 1836 год — Первый шахматный журнал La Palamede, который издал Лабурдонне в Париже.
  • 1840 год — Первый шахматный журнал на английском Chess Player’s Chronicle.
  • 1846 год — Первый шахматный журнал на немецком Deutsche Schachzeitung Людвига Бледова.
  • 1851 год — Первый международный шахматный турнир в Лондоне (7 мая15 июля).
  • 1857 год — Первые демонстрационные шахматы дизайна Левенталя.
  • 1857 год — Первый национальный шахматный турнир в Нью-Йорке (США), который закончился победой Морфи.
  • 1861 год — Первый Американский шахматный конгресс (Нью-Йорк, 6 октября).
  • 1866 год — Первый официальный чемпионат Британии выиграл С. де Вер.
  • 1867 год — Первое использование шахматных часов на турнире в Париже (4 июня).
  • 1873 год — В Вене впервые опробованы «тай-брейки» (12 участников играли по круговой системе матчи из 3 партий; при счете 2:0 матчи прекращались).
  • 1876 год — Первый российский шахматный журнал — «Шахматный листок» Чигорина.
  • 1876 год — Впервые вручен приз «за красоту» (серебряный кубок) — Г. Берду за разгром Дж. Мезона.
  • 1878 год — Сыграна первая шахматная партия по телефону.
  • 1880 год — Правило «взятие на проходе» признали во всех странах.
  • 1881 год — Начало издания British Chess Magazine.
  • 1881 год — Первый международный матч по телеграфу между Ливерпулем и Калькуттой.
  • 1883 год — Первое использование шахматных часов с двумя циферблатами (Лондон, 26 апреля).
  • 1885 год — Первый конгресс Британской шахматной ассоциации (15 июня).
  • 1886 год — Первый официальный матч на первенство мира по шахматам между Стейницем и Цукертортом.
  • 1888 год — Первый шахматный турнир по переписке.
  • 1889 год — Впервые вручен приз за наилучшую партию — И. Гунсбергу за победу над Дж. Мезоном.
  • 1895 год — В Цюрихе впервые провели турнир по швейцарской системе.
  • 1896 год — Первый матч через трансатлантический кабель между Лондоном и Нью-Йорком (13 марта14 марта).
  • 1897 год — Первый международный женский турнир в Лондоне выиграла Мари Рудж.
  • 1905 год — На турнире в Остенде впервые использовано звание «гроссмейстер».
  • 1906 год — В подмосковной Коломне основан Клуб любителей шахматной игры.
  • 1925 год — В Москве сняли первый фильм про шахматы — «Шахматная лихорадка».
  • 1927 год — Впервые использовали алгебраическую фигурную нотацию в журнале L’Echiquier (Бельгия).
  • 1936 год — Первый официальный чемпионат США выиграл С.Решевский.
  • 1937 год — Первый балет на шахматную тему — Checkmate Артура Блисса.
  • 1945 год — Первое послевоенное международное спортивное соревнование — радиоматч СССРСША.
  • 1947 год — В Болгарии выпустили первую шахматную марку [2].
  • 1947 год — Первая компьютерная шахматная программа А. Тьюринга.
  • 1948 год — Увидела свет первая статья про компьютерные шахматы (автор — Клод Шеннон).
  • 1970 год — Первый шахматный турнир среди компьютеров.
  • 1974 год — Первый чемпионат мира среди шахматных программ выиграла советская «Каисса».
  • 1976 год — Впервые на больших соревнованиях запретили курение.
  • 1996 год — Впервые компьютер (Deep Blue) победил чемпиона мира при нормальном контроле времени.
  • 1997 год — Впервые компьютер (Deep Blue) выиграл матч у чемпиона мира.

Правила

Начальное положение фигур.

Доска и начальная позиция

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Каждая клетка имеет соответственное обозначение, например, c4. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета, а поле а8 — белое.

Играют два игрока. Каждый имеет набор фигур, в который входят:

Один игрок играет «белыми» фигурами, другой — «чёрными». «Белые» фигуры окрашены в светлый цвет, «чёрные» — в тёмный. В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.

Ходы

Игроки совершают поочередные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Нельзя делать ход на поле, занятое своей фигурой. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

Фигуры ходят следующим образом:

  • ферзь — на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали;
  • ладья — на любое расстояние по вертикали или горизонтали;
  • слон — на любое расстояние по диагонали;
  • конь — в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали;
  • пешка — ходит со взятием и без взятия по-разному:
    • без взятия пешка может сделать первый ход на 1 или 2 клетки вперед (для белых вперед значит в направлении возрастания номера строки, для черных — убывания), а последующие ходы — только на 1 клетку вперед;
    • со взятием — на одну клетку левее или правее той, что впереди текущей позиции пешки;
    • если пешка доходит до противоположной стороны доски (для белых — до 8-ой горизонтали, для черных — до 1-ой горизонтали), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета (по его желанию), кроме короля (прохождение пешки);
  • король — на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Кроме того, есть два специальных хода:

  • рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут одновременно сменить положение: король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка запрещена, если хотя бы одно поле между ладьёй и королём занято, или одно из полей, через которые перемещается король, находится под ударом фигуры противника, или король находится под шахом (определение шаха и нахождение под ударом см. ниже),
  • взятие на проходе — если пешка совершает свой первый ход на две клетки и при этом слева или справа от нее находится вражеская пешка, то на следующем и только на следующем ходу вражеская пешка может взять ходившую пешку, при этом переместившись на клетку между старой и новой позицией ходившей пешки.

Итог игры

Игра заканчивается либо в случае мата, либо в случае пата или других видов ничьей, либо сдачей одного из противников. Это накладывает дополнительные правила:

  • поле называется находящимся под ударом противника, если при своём ходе противник мог бы пойти на это поле
  • король называется стоящим под шахом, если при своём ходе противник мог бы взять его
  • запрещены ходы, ставящие своего короля под шах или оставляющие его под шахом
  • если игрок не может сделать ход, поскольку после любого хода его король будет стоять под шахом, партия на этом заканчивается. При этом:
    • если король игрока, который не может ходить, стоит под шахом, этот игрок объявляется проигравшим. Такая ситуация называется мат.
    • если король игрока, который не может ходить, не стоит под шахом, и при этом другие фигуры или пешки также не имеют ходов (например, находятся под «связкой»)партия считается закончившейся вничью. Такая ситуация называется пат.

Кроме пата, ничья регистрируется в следующих случаях:

  • Мат поставить в принципе невозможно (например, на доске остались только короли и одна лёгкая фигура).
  • Троекратное повторение позиции.
  • Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Раньше в шахматном кодексе оговаривалось, что если в некоторой позиции для выигрыша этого не хватает и это можно доказать, то число 50 можно увеличить до 100. Данным пунктом, правда, никто ни разу не воспользовался, и впоследствии его отменили, было сделано исключение лишь для трёх типов окончаний — ладья и слон против ладьи, два коня против пешки и ладья с пешкой против слона с пешкой. В 70—80-х годах компьютерный анализ показал, что для многих других типов эндшпиля 50 ходов также не хватает, и кодекс был пополнен. Однако впоследствии все исключения отменили, и сейчас правило 50 ходов действует в любых позициях. [3]
  • Игроки согласились на ничью, то есть один из игроков при своём ходе предложил ничью, другой её принял. Для предложения ничьей достаточно сказать «ничья» (или по-английски draw). Если игрок делает ход, не ответив на предложение ничьи, оно считается отвергнутым.

Ничья по троекратному повторению позиции или по правилу 50 ходов регистрируется только если один из игроков заметил, что позиция ничейная, и сообщил об этом судье.

Кроме того, любой игрок в любой момент может сдаться. Сдавшийся игрок считается проигравшим, и партия прекращается.

Если один из игроков просрочил время, не поставив мат, ему также может быть засчитано поражение. Однако если у его противника недостаточно материала для победы, партия считается закончившейся вничью. Подробнее см. в разделе «Контроль времени».

Правило «тронул — ходи»

  • Игрок, при своём ходе дотронувшийся до своей фигуры, обязан этим ходом ей ходить, а до чужой — её взять.
  • Если это невозможно, прикосновение к фигуре не влечёт никаких последствий.
  • Если игрок дотронулся до нескольких фигур, которыми можно ходить или которые можно взять, он должен ходить той или брать ту фигуру, к которой прикоснулся первой.
  • Если игрок хочет поправить неаккуратно стоящую фигуру, он должен сказать «Поправляю» (англ. I adjust, фр. J’adoube) и только после этого поправить фигуру. В таком случае прикосновение к фигуре не влечёт никаких последствий.
  • Игрок, сделавший ошибочный ход, обязан переходить, если возможно, той же фигурой. Если ошибочный ход замечен не сразу, партия должна быть переиграна с этого места. В блице, если игрок сделал ошибочный ход, а его противник в какой-то момент до конца партии это заметил, игроку засчитывается поражение.
  • Рокировка считается ходом короля. Поэтому при рокировке надо сначала сдвинуть короля, потом ладью. Если игрок по ошибке сначала сдвинул ладью, он должен делать ход ладьёй. Если игрок сделал незаконную рокировку (например, через битое поле), он должен вместо неё сделать ход королём.

Контроль времени

Все официальные партии (и часть неофициальных) используют контроль времени. Для этого используются специальные шахматные часы. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, останавливающую его часы и запускающую часы противника.

В определённый правилами турнира момент начала партии судья запускает часы игрока, играющего белыми фигурами, независимо от того, пришёл он или опаздывает. Кроме того, правила турнира могут определять дополнительный штраф для опоздавшего игрока, например, удвоение времени опоздания.

Время игрока считается истёкшим, если флажок на его часах упал и этот факт заметил судья, или заметил один из игроков и обратил внимание судьи. При этом игроку, у которого упал флажок, засчитывается поражение, кроме следующих случаев:

  • Если на доске стоит мат, поставивший его победил, независимо от того, чей флажок упал.
  • Если на доске пат или ничья в соответствии с правилом троекратного повторения позиции или правилом 50 ходов, ничья засчитывается.
  • Если флажки упали у обоих игроков и невозможно определить, у кого первого истекло время, засчитывается ничья.
  • Если тот из игроков, у которого флажок не упал, не может поставить мат в принципе, даже при самой худшей игре его противника, засчитывается ничья.

Существуют позиции, заведомо проиграные, в которых у проигравшего формально достаточно материала, чтобы поставить мат (например, ферзь против слона и пешки — ферзь, за редкими исключениями, выигрывает). Если игрок с выигрышной позицией попал в жёсткий цейтнот (острую нехватку времени), проигравший может тянуть время, надеясь, что его противник физически не успеет сделать ходы или из-за цейтнота допустит грубую ошибку. Многие турниры имеют правила, запрещающие такое.

Наконец, есть дополнительные технические правила:

  • Кнопку надо нажимать той же рукой, которой делается ход.
  • Игрок, которому необходимо вмешательство судьи (например, регистрация ничьи из-за троекратного повторения позиции), останавливает часы. Если судья сочтёт, что претензия игрока явно необоснована, он может оштрафовать игрока, уменьшив его время или добавив время его противнику.

Этапы шахматной партии

Шахматы как организованный вид спорта

Шахматы представляют собой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами.

Международная шахматная федерация

Основная статья: ФИДЕ

Главным органом, занимающимся организацией шахматных соревнований, является ФИДЕ (FIDE, фр. Fédération Internationale des Échecs), организованная в 1924. Во многих странах мира существуют также национальные организации шахматистов.

ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой комнадное соревнование. Олимпиада 2006 прошла в Турине, Италия, в том же помещении, что и соревнования по конькобежному спорту на Зимних Олимпийских играх 2006. Золотые медали у мужчин и женщин завоевали соответственно Армения и Украина.

Для формальной оценки уровня шахматистов ФИДЕ использует рейтинг Эло, систему рейтингования, разработанную венгерским профессором Арпадом Эло.

Профессиональная шахматная ассоциация

Основная статья: Профессиональная шахматная ассоциация

В 1993 году по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта была организована Профессиональная шахматная ассоциация (ПША). В неё вошли целый ряд гроссмейстеров, не согласных с политикой, проводимой ФИДЕ. ПША проводила собственное первенство мира по шахматам. Просуществовав до 1996 года, ПША прекратила своё существование, лишившись спонсоров, после чего чемпионов мира по версии ПША стали называть «чемпионами по классическим шахматам».

Важнейшие соревнования

Главным шахматным соревнованием является Чемпионат мира по шахматам. С 1993 по 2006 существовали разногласия по поводу того, кому принадлежит титул чемпиона мира. После объединительного матча Крамник-Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Единственным чемпионом мира в настоящее время является Владимир Крамник (Россия).

Традиционный для ФИДЕ способ выявления чемпиона мира включал в себя продолжительную серию отборочных этапов. Победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир. Обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими игроками мира; победитель и становится чемпионом мира.

Шахматы в искусстве

Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа, изобразительного искусства:

  • «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэррола (1896);
  • «Игра в шахматы» — название второй части поэмы Томаса Элиота «Бесплодная земля» (1922);
  • «Защита Лужина», роман Владимира Набокова (1929) и одноименный фильм по мотивам романа;
  • «Checkmate» («Мат»), балет Артура Блисса (1937);
  • «Шахматная новелла», последний рассказ Стефана Цвейга (1944);
  • Седьмая печать, фильм Ингмара Бергмана (1957);
  • Вся королевская конница, рассказ Курта Воннегута из сборника «Добро пожаловать в обезьянник» (1968).
  • Телесериал Twin Peaks;
  • Люди-Икс (фильм);
  • «Шахматы», мюзикл Тима Райса и участников группы ABBA;
  • Трёхмерные шахматы в нескольких эпизодах сериала «Star Trek»;
  • Geri's Game, авторский мультфильм, где пожилой мужчина играет в шахматы сам с собой;
  • Фламандская доска, роман Артуро Переса-Реверте;
  • «Восемь», первый роман Кэтрин Невилль (1988)
  • В аниме «Last Exile» («Последний изгнанник») все эпизоды носят названия шахматных ходов.
  • «Миттельшпиль», рассказ Виктора Пелевина, в котором столкновение «белых» и «черных» участников мистическим образом связано с происходящей одновременно шахматной партией, трансляцию репортажа о которой они время от времени слышат по радио.

Другая информация

Для хранения и передачи шахматных партий используется формат файлов PGN (от англ. Portable Game Notation).

В кодировке Юникод есть символы для белых и черных шахматных фигур, находящиеся в диапазоне U+2654…U+265F: ♔♕♖♗♘♙♚♛♜♝♞♟.

См. также

Ссылки

Шахматные программы

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home