Банияс

Баниас (араб. بانياس) — БАНИАС (ПАНИАС КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА НЕРОНИАС)

     У северного подножия Голанской возвышенности лежат развалины древнего города Баниаса. 
     Из большой пещеры, полуразрушенной землетрясением, вытекает речка Баниас — самый большой из трех истоков Иордана. Эту речку называют еще Хермон, потому что она берет начало у подножия горы Хермон. 
    В древние времена считалось, что невозможно измерить протяженность пещеры, и поэтому люди полагали, что ее продолжение — в восточном Заиорданье. Легенда повествует, что Моисей, которому не дано было войти в Землю Обетованную, страстно просил Господа, чтобы Он дал ему пройти хотя бы через эту пещеру. 
     Речка Баниас плавно течет по равнине, но, попадая в гористую местность, пробивает себе путь среди застывшей лавы и нагромождения скал. Оба ее берега густо покрыты высокими деревьями и кустарниками. Может, поэтому древние жители города назвали город Паниас в честь греческого бога лесов и полей Пана, а в высеченной в скале нише недалеко от большой пещеры поставили статую этому богу, густо покрытому шерстью. 
     Пан как божество стихийных сил природы наводил на людей панический страх. Недаром христиане причислили его к бесовскому миру, именуя его бесом полуденным, а паломники называли город Паниас городом лешего. 
      Видимо, город был основан в IV-III вв. до н.э. Под нишей в скале, где стояла статуя Пана, до сих пор сохранилась греческая надпись, в которой упоминается нимфа Эхо. 
    Эхо была наказана за болтливость и поэтому могла произносить только окончания слов. 
     Легенда повествует, что, когда Пан впадал в буйство и начинал сбрасывать с гор тяжелые валуны, Эхо стояла рядом и повторяла окончания криков перепуганных пастухов. 
    Паниас попал во владения Птолемеев, преемников Александра Македонского, правивших в Египте. В 200 г. до н.э. Паниас упоминается историками в той связи, что там происходил знаменитый бой между Птолемеями и их вечными противниками Селевкидами, тоже преемниками Александра Македонского, правившими в Сирии. 
     Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил Паниас своему другу Ироду Великому, и тот возле пещеры с каменными нишами выстроил святилище в честь Августа. 
     Сын Ирода Филипп получил в наследство Голаны, Башан и Паниас. Он то и превратил Паниас в столицу округа. В знак благодарности римским покровителям он переименовал Паниас в Кесарию. Но, чтоб не возникла путаница с другими Кесариями, скромно добавил "Филиппа". Кесария Филиппа упоминается в Новом Завете: 

"Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?"'И когда Петр ответил ему: "Ты — Христос, Сын Бога Живого", тогда Иисус сказал ему: " <...> ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Матф., 16:13,16-19).

     Правители, находившиеся под римской властью, переименовали Кесарию Филиппову в Нерониас в честь императора Нерона. Это название продержалось до конца II в. 
     После разрушения Второго Храма в Паниас прибыл Тит с армией победителей. 

" <... > Надолго остановившись там (в Паниасе), устраивал многочисленные зрелища; и многие из пленников были погублены там; одни — будучи отданы на растерзание зверям, другие — по принуждению сражаясь друг с другом толпами" (И. Флавий, Иудейская война, кн.УП, гл.2, §1).

     В городе были две еврейские общины: одна — так называемая вавилонская, а другая — караимская. У каждой был свой суд. Из рукописей Каирской генизы известно, что евреи называли часть города, где они жили, "Мединат Дан" (страна Дана). Они находились в полной уверенности, что живут в библейском Дане. Видимо, путаница произошла из-за того, что они не могли себе даже представить, что от древнего Дана осталась крошечная деревушка. 
     С приходом мусульман впервые утверждается название Баниас (вместо "п" мусульмане произносили "б"). Согласно описаниям арабского географа, по богатству и уровню жизни город соперничал даже с Дамаском. Еврейская община существовала здесь до XI в. За несколько лет до прихода крестоносцев в Баниасе начались еврейские мессианские брожения: один из проповедников призывал покинуть город, "ибо через несколько лет Господь соберет свой народ в Иерусалиме" . Но убежали евреи из Баниаса из-за приближающейся армии крестоносцев. Крестоносцам не пришлось сражаться за Паниас. Ворота города им открыл тогдашний мусульманский правитель. Затем арабы отбили Баниас у крестоносцев. А еще через восемь лет крестоносцы вернули себе Баниас после тяжелой битвы. 
     Город захватывали то туркмены, то крестоносцы, то правители Дамаска. В 1164 г., после многочисленных атак, Баниас перешел в руки мамлюков . 
     Потеря Баниаса оказалась роковой для крестоносцев. Иерусалимский патриарх писал: "Потерян ключ, врата и защита для всего Иерусалимского королевства" . 
     Неоднократные попытки крестоносцев вернуть себе город не увенчались успехом. В 1260 г. пришедшие в Палестину монголы захватили Баниас, но тоже всего на несколько месяцев, после чего мамлюки вернулись в Баниас. Город продолжал играть важную роль в империи мамлюков. 
     В XVI в. во время турецких завоеваний город пришел в упадок. Его жители разбрелись кто куда, и с годами заброшенные дома заселили пастухи, но и они жили в них только в сезон дождей. 
     В новое время, когда Баниас оказался на территории Сирии, сирийские солдаты использовали его в качестве наблюдательного пункта. Отсюда хорошо просматривались киббуцы Дан и Дафна, долина Хула. Но в Шестидневную войну Армия Обороны Израиля, пройдя через Баниас на Хермон и Голаны, отвоевала Баниас. 
     Теперь на месте этого древнего города расположен один из красивейших заповедников
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home