Ар-деко

Ар-деко — направление в искусстве в 1920—1950-х гг., обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма.

Пришло на смену конструктивизму. Отличает усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). В Германии и СССР ар-деко превращается в «новый ампир».

Обзор

Перевод английской статьи: en:Art_Deco

Ар-деко (Art Deco (франц.): Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes) течение в декоративном искусстве первой половины XX века, оказывавшее также влияние на архитектуру, моду и живопись.

Всемирная выставка 1925 года в Париже, официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» (Международная выставка современных декоративных и индустриальных искусств) послужила причиной возникновения термина «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказав, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой Мировой Войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика (René Lalique) и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Картье.

Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., но не был особо употребляем до cмены отношения к этой эпохе в 1960-е гг. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:

  • «Венский Сецессион» раннего периода (Wiener Werkstätte); функциональный индустриальный дизайн
  • примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки
  • древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех
  • «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста
  • граненые, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма
  • колористическая палитра фовизма
  • строгие формы неоклассицизма: Буле (Étienne-Louis Boullée) и Шинкель, Карл Фридрих
  • Эпоха Джаза
  • растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н."sunburst")
  • гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов («flapper»)
  • технологические достижения «Века машин» — такие как радио и небоскребы

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигразообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой Мировой Войны.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональнось и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые произрастали из развития науки и предметов массового производства, приводя к тому что в произведениях этого стиля заметны очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Air-Flo» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся приемущественно для зданий на автомобильных развязках.

Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

Ар-деко незаметно исчезло после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй Мировой Войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» («film noir») и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Известные художники и дизайнеры ар-деко

  • Адольф Мурон Кассандр (Adolphe Mouron Cassandre)
  • Жан Дюнан (Jean Dunand)
  • Жан Дюпа (Jean Dupas)
  • Эртэ (Ромэн де Тиртофф) (Erté /Romain de Tirtoff)
  • Александра Экстер (Aleksandra Ekster)
  • Элейн Грей (Eileen Gray)
  • Георг Йенсен (Georg Jensen)
  • Рене Лалик (René Lalique)
  • Жюль Лели (Jules Leleu)
  • Тамара де Лемпика (Tamara de Lempicka)
  • Пол Мэншип (Paul Manship)
  • Эмиль-Жак Рульманн (Émile-Jacques Ruhlmann)
  • «Süe et Mare»
  • Уолтер Дорвин Тиг (Walter Dorwin Teague)
  • Карл Пол Дженневейн (Carl Paul Jennewein)

Известные архитекторы ар-деко

  • Эрнест Кормье (Ernest Cormier)
  • Раймонд Худ (Raymond Hood)
  • Ле Корбюзье (Le Corbusier)
  • Уильям ван Элен (William van Alen)
  • Уирт К. Роуленд (Wirt C. Rowland)
  • Джозеф Санлайт (Joseph Sunlight)
  • Пабло Антонио (Pablo Antonio)
  • Ральф Уолкер (Ralph Walker)
  • Эли Жак Кан (Ely Jacques Kahn)
Направления в искусстве
Средние века
романский стиль · готика · ренессанс
Новое время
маньеризм · барокко · рококо · неоклассицизм · ампир · сентиментализм · романтизм · реализм · прерафаэлитизм · академизм · импрессионизм · пуантилизм · постимпрессионизм
XX век
модерн (арт-нуво) · конструктивизм · кубизм · экспрессионизм · абстракционизм · дадаизм · фовизм · баухауз · поп-арт · ар-деко · абстрактный экспрессионизм · футуризм · супрематизм · сюрреализм · минимализм · постмодернизм · концептуализм
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home