Булгаков, Михаил Афанасьевич

Михаил Афанасьевич Булгаков (18911940) — русский писатель, романист, драматург. Автор четырёх романов, нескольких повестей и сборников рассказов и фельетонов, около двух десятков пьес.

Содержание

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской). В 1909 г. закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и устроился на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа.

Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом в Красной армии, а затем — в белогвардейских Вооруженных силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение». В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой.

В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зеленый Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать режиссёром-ассистентом во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его режиссёром-ассистентом во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. — во МХАТе в качестве ассистента режиссёра, на сцене которого в 1932 г. инсценировал «Мёртвые души» Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1936 г. состоялась премьера булгаковского «Мольера» в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 г. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояния здоровья Булгакова резкого ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество

Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г.

19221923 г. — публикация «Записок на манжетах», в 1925 выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 г. также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира».

В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег».

С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 19281929 г. в Московском Камерном театре репетировался «Багровый остров».

В 1932 г. возобновлена постановка «Дней Турбиных».

В 1934 г. завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Основные произведения

Ссылки

Литература

  • Margret Fieseler: Stilistische und motivische Untersuchungen zu Michail Bulgakovs Romanen «Belaja gvardija» und «Master i Margarita». Hildesheim u.a.: Olms 1982. (= Slavistische Texte und Studien; 3) ISBN 3-487-07299-8
  • Christiane Hausmann: Anderes Denken in der Sowjetunion. Das «Okkulte» als positive Utopie bei Bulgakov. Frankfurt am Main: Haag u. Herchen 1990. ISBN 3-89228-544-6
  • Sergej A. Ermolinskij: Erinnerungen an Bulgakow. Berlin: Volk u. Welt 1985. (= Volk-und-Welt-Spektrum; 203; Literarisches Porträt)
  • Volker Levin: Das Groteske in Michail Bulgakovs Prosa. Mit einem Exkurs zu A. Sinjavskij. München: Sagner 1975. (= Arbeiten und Texte zur Slavistik; 6)
  • Swetlana Lukanitschewa: Verfemte Autoren. Werke von Marina Cvetaeva, Michail Bulgakov, Aleksandr Vvedenskij und Daniil Charms auf den deutschen Bühnen der 90er Jahre. Tübingen: Niemeyer 2003. (= Theatron; 40) ISBN 3-484-66040-6
  • Birgit Mai: Satire im Sowjetsozialismus. Michail Soschtschenko, Michail Bulgakow, Ilja Ilf, Jewgeni Petrow. Bern u.a.: Lang 1993. ISBN 3-261-00004-X
  • Marie-Christine Autant-Mathieu: Le théâtre de Mikhaïl Boulgakov. Lausanne: L’Age d’Homme 2000. ISBN 2-8251-1422-7
  • Claudia Natterer: Faust als Künstler. Michail Bulgakovs «Master i Margarita» und Thomas Manns «Doktor Faustus». Heidelberg: Winter 2002. (= Beiträge zur slavischen Philologie; 9) ISBN 3-8253-1467-7
  • Monika Nölke Floyd: Michail Bulgakovs «Kabala svjatos». Formen und Funktionen der Annäherung an Molière. Frankfurt am Main u.a.: Lang 1997. (= Europäische Hochschulschriften; Reihe 16, Slawische Sprachen und Literaturen; 58) ISBN 3-631-30103-0
  • Heinrich Riggenbach: Michail Bulgakovs Roman «Master i Margarita». Stil und Gestalt. Bernu.a.: Lang 1979. (= Slavica Helvetica; 13) ISBN 3-261-04644-9
  • Michael Schädlich: Titelaufnahmen. Studien zu Werken von Thomas Mann, Heinrich Böll, Max Frisch, Graham Greene, Michail Bulgakow, Hermann Kant und Stefan Heym. Berlin: Union-Presse Hass 1978. ISBN 3-920150-00-7
  • Wilfried F. Schoeller: Michail Bulgakow. Bilder und Dokumente. (Begleitbuch zur Ausstellung Michail Bulgakow «Manuskripte brennen nicht»). Berlin:Volk u. Welt 1996. ISBN 3-353-01049-1
  • Daniele Serretti: Il tempo della tirannia. Nabokov, Bulgakov, Pasternak, Solzenicyn. Roma: Studium 2000. (= Coscienza del tempo; 35) ISBN 88-382-3855-3
  • Nyota Thun: Puschkinbilder. Bulgakow, Tynjanow, Platonow, Soschtschenko, Zwetajewa. Berlin u.a.: Aufbau 1984.
  • Elsbeth Wolffheim: Michail Bulgakow. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt 1996. (= Rowohlts Monographien; 526) ISBN 3-499-50526-6


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home