Журавский, Дмитрий Иванович

Дмитрий Иванович Журавский (17 (29) декабря 1821, с. Белое, ныне Курской области — 18 (30) ноября 1891, Петербург) — русский учёный и инженер, специалист в области мостостроения и строительной механики; строитель знаменитого Веребьинского моста Николаевской железной дороги (в настоящее время — Октябрьская железная дорога).

В 1838 поступил в Институт инженеров путей сообщения. Окончив его в 1840, Журавский был назначен на изыскания для постройки железной дороги между Петербургом и Москвой. По окончании этих работ Журавскому было поручено подготовить проекты мостов, над которыми тот и проработал несколько лет. Затем ему была поручена постройка Веребьинского моста, успешное завершение строительства которого прославило Журавского.

Весной 1855 его командировали на изыскания железной дороги от Москвы до Орла, а по возвращении в Петербург возложили на него перестройку шпиля на соборе Петропавловской крепости.

В 1869 Журавский послан для изучения железнодорожного дела в США. По возвращении был назначен членом в совет управления Главного общества российских железных дорог. Кроме того, он состоял несколько лет вице-президентом этого общества и в то же время председателем строительного отдела Императорского технического общества и сотрудничал в его «Записках». В 1873 участвовал, в качестве представителя Министерства путей сообщения в Международном статистическом конгрессе в Петербурге и был избран вице-председателем коммерческой статистики.

В 1871-76 Журавский участвовал в переустройстве Мариинского водного пути и руководил проектированием приладожских каналов.

Затем в 1877 назначен директором департамента железных дорог и получил в своё ведение технически-инспекторский комитет. Находясь на этом посту (1877-1889), он осуществил ряд важных мероприятий по увеличению провозной способности Российских железных дорог. В «Журнале Министерства путей сообщения», «Русском Вестнике», «Современнике» и других журналах печаталось немало его статей по железнодорожному делу.

Журавским впервые была разработана теория расчёта многорешётчатых деревянных ферм с железными тяжами (т. н. ферм Гау), которая была успешно использована им при проектировании мостов через реки Веребья, Волга, Волхов и др. Благодаря этим исследованиям, появилась возможность сооружать и безотказно эксплуатировать раскосные фермы пролётом до 60 м (размеры которых до этого назначались эмпирически, в связи с чем происходили обрушения построенных мостов). Журавский впервые (1855) предложил метод определения касательных напряжений в изгибаемых балках и установил наличие в стенках балок косых усилий (главных напряжений).

Сочинение «О мостах по раскосной системе Гау», над которым он работал около десяти лет, было удостоено Демидовской премии (1855).


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home