Южная Осетия

Республикæ Хуссар Ирыстон
Республика Южная Осетия
სამხრეთ ოსეთი
(увеличить) (увеличить)
Официальный язык Осетинский
Столица Цхинвал
Администрация самопровозглашённой республики:
Президент Эдуард Кокойты
Глава парламента Знаур Гассиев
Премьер-министр
Площадь
 

3 900 км² (около трети территории контролирует грузинская администрация)
Население
 — всего (2004)
 — Плотность населения

70 000 (примерно)
18 чел./км²
Независимость
 — объявлена
 — признана
(от Грузии)
 — 1992
 — нет
Валюта грузинский лари, российский рубль
Часовой пояс UTC +3

Респу́блика Ю́жная Осе́тия (осет. Республикæ Хуссар Ирыстон; груз. სამხრეთ ოსეთი /самхрэт осэти/) — непризнанное государственное образование, формально входящее в состав Грузии (в виде частей четырёх разных районов), но фактически самоуправляемое. Бывшая Юго-Осетинская Автономная Область ГССР. Независимость Южной Осетии и её отделение от Грузии не признаны ни одним государством (кроме стран-членов СНГ-2, в свою очередь непризнанных).

Международное сообщество рассматривает Южную Осетию как зону этнополитического конфликта.

О важности сохранения территориальной целостности ЮО говорится в Концепции ОБСЕ по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта от 1995 года: «Наряду с территориальной целостностью Грузии, ОБСЕ признаёт и территориальную целостность Южной Осетии в границах бывшей Юго-Осетинской автономной области».

Содержание

Референдум 2006 года

12 ноября 2006 года в Южной Осетии одновременно прошли референдум о независимости и президентские выборы. Хотя грузинское правительство и многие международные организации заранее объявили референдум нелегитимным, он призван опровергнуть мнение о том, «что к независимости в Южной Осетии якобы стремятся только Кокойты и его окружение. Проведение референдума — наш ответ тем, кто не знает реального положения дел»[1]. Явка избирателей превысила 94 %, на избирательные участки пришло 52030 человек[2]. За ходом волеизъявления следили наблюдатели из Австрии, Белоруссии, Венесуэлы, Германии, Иордании, Испании, Латвии, Польши, России, Сербии (Косово), Швейцарии — 25 человек из 11-ти стран. Серьёзных нарушений замечене не было[3].

Параллельно с референдумом и выборами в некоторых населённых пунктах бывшей автономной области общественной организацией Союз спасения ЮО при содействии грузинских властей был проведен альтернативный референдум, в котором, по данным организаторов, приняло участие 54 000 жителей Южной Осетии и беженцев, живущих в других регионах Грузии, из которых 96%[Источник?] проголосовало за то, чтобы ЮО осталась в составе Грузии, а 93% отдали голос за альтернативного кандидата в президенты Южной Осетии Дмитрия Санакоева[4].

Некоторые международные критики заявили, что референдум может ухудшить и без того напряжённое положение в регионе.[Источник?] Генеральный секретарь Совета Европы Тэрри Дэвис, 13 ноября назвал референдум «ненужным, бесполезным и нечестным», так как этничиским грузинам не была дана возможность проголосовать.[5] Вдобавок Тэрри Дэвис заявил следующее:

Сепаратистское правительство Юго-Осетинского региона Грузии теряет время и силы на проведение ноябрьского «референдума о независимости»... Я не думаю, что кто-либо признает результаты такого референдума.[6]

В среду 15 ноября произошло покушение на председателя Комитета информации и печати Южной Осетии Ирину Гаглоеву. Женщина получила ранения в результате взрыва и была доставлена в больницу. Покушение связывают с активным участием Гаглоевой в подготовке и проведении референдума о независимости[7][8].

Население

Этнический состав

Население Южной Осетии состоит из осетин, грузин и некоторых других этнических групп, при этом осетинские и грузинские населённые пункты перемешаны друг с другом. Многие осетинские семьи покинули регион в результате вооружённого конфликта начала 1990-х годов, найдя убежище на российской территории, в основном в Северной Осетии.

Онтология топонима Южная Осетия

Топоним «Южная Осетия», наряду с другими терминами - «горная Осетия», «нагорная полоса Южной Осетии», «южные, или карталинские, осетины» и т. д., впервые был использован российской военной, а затем гражданской администрацией ещё в начале XIX столетия. Этот термин имел собирательный характер и подразумевал горные районы историко-географических областей Грузии (Рача, Имерети, в основном Шида Картли), где преимущественно проживало мигрировавшее с Северного Кавказа осетинское население.

Трансформация термина «Южная Осетия» в обозначение административно-территориального образования с определёнными административными границами начинается с 1922 года, когда была образована Юго-Осетинская автономная область Грузинской ССР, в состав которой были включены и территории низменной Шида Картли (например город Цхинвал), в том числе с преимущественно грузинским населением.

В последнее время грузинские власти заявляют о намерении восстановить автономию этого региона, продолжая использовать в официальных документах и выступлениях название «Цхинвальский регион», введённое в употребление в качестве компромисса президентом Шеварднадзе; ранее введённое в обиход президентом Звиадом Гамсахурдия название «Самачабло» (по фамилии грузинских князей Мачабели, некогда владевших частью территории бывшей автономной области) не пользуется популярностью среди осетин региона, однако продолжает использоваться в грузинской прессе.

История грузино-осетинского конфликта

10 ноября 1989 совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о её преобразовании в автономную республику.

Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего отряды грузинских националистов взяли Цхинвал в кольцо блокады, которая продолжалась четыре месяца. До вооружённых столкновений дело тогда не дошло.

20 сентября 1990 совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Республику Южная Осетия.

10 декабря 1990 Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении осетинской автономии.

11 декабря 1990 в Цхинвал в межэтническом столкновении погибли три человека, и Грузия ввела в Цхинвал и Джавском районе чрезвычайное положение.

В ночь с 5 на 6 января 1991 в Цхинвал были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Следствием этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения. В доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали младенцы [9].

В течение 1991 продолжались периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию. В Цхинвал стали прибывать добровольцы из Северной Осетии и казаки.

Грузинские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвала и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Убитых приходилось хоронить в городских дворах. Это, однако, не помогло центральным властям установить контроль над городом. Осетинские же отряды, базировавшиеся в блокированном Цхинвале, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкими диверсионными группами.

После распада СССР Грузия получила в своё распоряжение военную технику и вооружение Закавказского военного округа, что сразу же дало ей военное преимущество над осетинскими отрядами. Для обстрела Цхинвала стали использоваться бронетехника и артиллерия.

Боевые действия были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией. 14 июля 1992 в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и юго-осетинская (в грузинских источниках называемая «Цхинвальской») стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия.

Всего за период с декабря 1990 по июль 1992 в результате конфликта в Южной Осетии погибло от 2 до 4 тысяч человек.

О развитии конфликта между Грузией и Южной Осетией после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили и событиях в Южной Осетии с 2004 года см. статью Южноосетинский конфликт.

См. также

Ссылки

Источники

  1. Росбалт: «Кокойты: РЮО имеет больше оснований для признания, чем Косово»
  2. Росбалт: «В выборах и референдуме участвовали 94,6% избирателей Южной Осетии»
  3. Татьяна Чеснокова. Южная Осетия: точка зрения наблюдателя
  4. Alternative CEC to release polls results
  5. http://www.rferl.org/featuresarticle/2006/11/20251a3b-47b6-4f6d-9400-14d721a34d34.html
  6. Council of Europe Secretary General calls for talks instead of "referendum" in the Georgian region of South Ossetia. Council of Europe Information Office in Georgia. Retrieved on 13-09-2006.
  7. Ossetia.ru: Ирину Гаглоеву пытались запугать
  8. Собственные новости от радиостанции «Эхо Москвы» за 15.11.2006
  9. Журнал «Гражданин», №2


 
Содружество Непризнанных Государств
Абхазия | Нагорный Карабах | Приднестровье | Южная Осетия
ассоциированные члены-наблюдатели: Гагаузия


Страны Азии
Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | Китай | КНДР | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Южная Корея | Япония
Непризнанные государства (де-факто независимые): Вазиристан | Палестина | Тайвань | Тамил-Илам
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home